Якунина В.А.
Конспект занятия по развитию речи «Сказочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочная страна»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по теме «Сказки»
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать грамматический строй речи;
• учить образовывать от имён существительных - прилагательные ;
• закрепить умения составлять предложения по картинкам
• упражнять в образовании имён существительных в уменьшительно-ласкательной форме
Развивающие :
• развивать диалогическую форму речи;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказочная страна“» размещена в разделах
• развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать;
• развивать внимание, слух, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к русским народным сказкам
• воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое (музыка).
Словарная работа:
Проговаривание физкультминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,
активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Предварительная работа: работа по составлению предложений по картинкам, отгадывание загадок, чтение сказок.
Оборудование: плоскостное «Чудо дерево», презентация в виде слайдов по сказкам, листья деревьев, цветы, книга со сказками, конверты с загадками и заданиями.
Предварительная работа: работа по составлению предложений по картинкам, отгадывание загадок, чтение сказок.
Структура занятия :
1. Вводная часть – 3 минут
- чтение стихотворения учителем;
- вопросы по темезанятия
2. Основная часть- 20 минут
Сказочные загадки.
Игра угадай «Кто это?»
Работа по словообразованию.
Игра «Волшебное дерево»
Работа над значением выражений из сказок.
3. Заключительная – 2 минуты
- анализ НОД (о том, какие знания показали дети)
Ход НОД
I Организационно-мотивационный момент
Учитель.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Ребята, а вы любите сказки?
Какие вы знаете сказки, назовите.
Дети называют знакомые им сказки.
Учитель : А что же такое сказка?
Какие жанры сказок вы знаете?
Кто придумывает сказки?
В сказочной стране очень много разных героев.
А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? И почему?
Ответы детей.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Давайте придумаем ей название.
2. Основная часть.
Учитель. Посмотрите, нас встречают жители сказочного государства.
Сказочные загадки.
1. «Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2. Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
3. На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
4. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба Яга)
Игра угадай «Кто это?»
На волшебном экране, мы видели жителей страны …., но почему-то изображение пропало? Все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки. (Слайды)
(Медвежья лапа, щучий хвост, заячье ушко).
Работа по словообразованию:
Гребешок петуха – петушиный,
лапы медведя – медвежьи,
хвост лисы — лисий,
уши зайца — заячьи,
Физкультминутка
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным — давно,
Он стучит в твое окно.
Игра «Волшебное дерево»
Учитель. Дети, посмотрите какое «Чудо дерево» растет в нашей сказочной стране. Давайте внимательно рассмотрим его. Расскажите, что вы видите на дереве?
Дети составляют предложения. Белка сидит на дереве.
Под деревом растут грибы. На дереве висят шишки.
Затем дети, по словам учителя самостоятельно располагают белку на макете дерева (слева, справа, внизу, сверху).
- Какая наша белочка? (Быстрая, красивая, умная и т. д.)
Под дерево помещает учитель лису.
- А, лисица?
Работа над значением выражений из сказок.
Учитель. Есть у меня волшебная книга. В ней всё о сказочном государстве написано. Я люблю её читать. Но, некоторые выражения совсем не понимаю! Объясните, что да как, чтобы не попасть в впросак! (листает книгу)
1. «Едет Иван-Царевич по лесу. Вдруг, откуда ни возьмись, появился волк!» Ничего не пойму! Говорится: «Ни возьмись», а волк уже появился! (Дети объясняют значение этого выражения.)
2. «Видит лягушка, идёт Иван-Царевич, ниже плеч голову повесил!» Это как так! (Дети объясняют значение этого выражения.)
3. «А в сказке про Работницу и Ленивицу говорилось что, у рукодельницы: Руки Золотые! Что, из чистого золота? «(Дети объясняют значение этого выражения.)
4. «Пришёл Мартынка на Ярмарку, а там народу – видимо-невидимо!» Это как: «Видимо-невидимо?»
Теперь стало понятно. Но до конца книгу нам ещё долго читать, а сейчас мы возвращаемся.
III Рефлексия
Молодцы, справились со всеми заданиями.
- Что понравилось вам в сказочной стране? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Мне тоже понравилось путешествовать, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок».