Лидия Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Клесты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
Темама: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову).
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, пересказывание литературного произведения, двигательная.
Формы организации: групповая.
Форма НОД: чтение, пересказывание литературного произведения.
Цель: обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Задачи Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к художественной литературе;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Клесты“ в старшей группе» размещена в разделах
• Воспитывать культуру чувств и переживаний.
Развивающие:
• Развивать психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение;
• Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;
• Совершенствовать навыки владения устной речью;
• Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
• Развивать диалогическую речь, формировать связную монологическую речь с использованием графических схем;
• Формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.
Обучающие:
• Познакомить с произведением Ивана Соколова-Микитова «Клесты»;
• Формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания;
• Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
Планируемый результат:
• Дети демонстрируют интерес к художественной литературе;
• Дети демонстрируют культуру чувств и переживаний;
• Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение;
• Дети демонстрируют самостоятельность, инициативу, любознательность;
• Дети демонстрируют навыки владения устной речью;
• Дети демонстрируют богатый словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
• Дети демонстрируют диалогическую речь и связную монологическую речь с использованием графических схем;
• Дети демонстрируют умение использовать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка;
• Дети демонстрируют интерес к произведению Ивана Соколова-Микитова «Клесты»;
• Дети демонстрируют активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания;
• Дети демонстрируют умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип развития языкового чутья, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, подбор синонимов, словотолкование).
Методы воспитания: беседа, поощрение, пример.
Методы обучения:
Словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием.
Наглядные: иллюстрация, показ.
Практические: игра.
Оборудование: изображение клёста, графические схемы, мяч.
1. Организационно-мотивационный этап.
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. Художественное слово, поощрение. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
Правильно, это клёст, молодцы! Дети отгадывают загадку. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление.
2. Подготовка к восприятию текста.
Задача: подготовить детей к восприятию текста.
Клёст – зимующая птица.
Опишите её по иллюстрации.
Какие перья у клёста?
(Перья у клёста бордового цвета).
На что похож его клюв?
(Клюв похож на изогнутые клещи).
Для чего клестам такой клюв?
(Чтобы питаться семенами хвойных деревьев).
С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов. Дети рассматривают иллюстрацию клеста, высказывают суждения. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие; демонстрируют навыки владения устной речью; демонстрируют связную монологическую речь с использованием графических схем.
3. Чтение рассказа «Клесты».
Задача: актуализировать знание рассказа.
Чтение художественного произведения. Вы хотите послушать рассказ об этой птице? Тогда я прочитаю вам рассказ Ивана Соколова-Микитова, который называется «Клесты».
Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжёлые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливую самочку, поёт ей весёлую песенку. Дети делают выбор,
слушают рассказ «Клесты». Дети демонстрируют интерес к художественной литературе; проявляют психические процессы: внимание, восприятие, воображение.
4. Беседа по содержанию рассказа.
Задача: развивать диалогическую речь.
Ребята, вам понравился рассказ Ивана Соколова-Микитова «Клесты»? Какие чувства он у вас вызывает? Что вам запомнилось больше всего? Почему?
Ребята, чем непохожи на других птиц клесты? (Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.)
С чем сравнил клестов автор рассказа?
(С красными бусами.)
Чем питаются клесты?
(Клесты питаются семенами еловых шишек.)
Как клесты добывают семена?
(Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.)
Какие зимние гнезда у клестов?
(У клестов гнезда теплые и глубокие.)
Где скрыты гнезда?
(Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвоенных деревьев.)
Как самки высиживают своих птенцов?
(Самки высиживают своих птенцов и не вылетают из своих теплых гнезд.)
Что делает самец?
(Самец кормит самочку и поет ей песенки.) Дети отвечают на вопросы воспитателя рассказывают о своих чувствах, сосредотачивают внимание. Дети демонстрируют навыки владения устной речью.
5. Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Задача: формировать умение подбирать и употреблять синонимы.
Ребята, вы обратили внимание, в рассказе встречаются трудные слова. Давайте подумаем, что они означают, и как по-другому можно сказать?
Первое слово, которое встретилось нам в тексте: теребят (трясут, ковыряют, шелушат).
Второе слово: ковыряют (шелушат, трясут).
Третье слово: скрыты (спрятаны, не видны, закрыты чем-либо).
Четвертое слово: добывать (находить, доставать). Дети высказывают собственные суждения. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление; демонстрируют навыки владения устной речью.
6. Физминутка
«Посчитаем»
Задача: снять мышечное напряжение, закрепить навык согласования порядковых существительных с существительными. Игра. Ребята, вы хотите узнать новую игру?
Давайте поиграем. Пока звучит бубен, мы с вами как птички будем «летать» по группе. Как только бубен остановится, нам необходимо встать в круг и по цепочке передавать мяч, при этом мы будем считать: первый клест, второй клест, третий клест и т. д. Дети внимательно слушают правила игры, активно играют. Распределение внимания, эмоциональная разрядка.
7. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ.
Задача: развивать долговременную память.
Ребята, давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю текст ещё раз, а вы постарайтесь его запомнить и мы попробуем его пересказать.
(Читаю текст ещё раз.)
8. Составление географического плана рассказа.
Задача: обучение выстраиванию графической мнемодорожки.
Сейчас, я предлагаю вам составить текст по картинкам.
Посмотрите, на столе разложено несколько картинок, кто-нибудь хочет собрать их друг за другом, в той последовательности как в рассказе Соколова-Микитова «Клесты».
9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
Задача: развивать связную, устную речь.
Теперь, по тем картинкам, которые вы расположили, давайте попробуем по цепочке пересказать наш рассказ, давайте я начну, а все остальные по цепочке продолжат.
Молодцы, ребята! У нас получился хороший пересказ. Кто хочет полностью пересказать рассказ? Я буду помогать и ребята тоже.
10. Рефлексия.
Задача: подвести итоги деятельности. Беседа. Ребята, что нового вы узнали сегодня? Как называется рассказ, который мы сегодня читали и пересказывали? Дети высказывают свои мысли. Подведение итогов деятельности.
Ребята, мы сегодня с вами познакомились с новым рассказом. Вы его запомнили. Придя домой, перескажите рассказ, маме, папе или бабушке и поделитесь своими впечатлениями о нашем сегодняшнем занятии. Дома вы можете, если хотите, нарисовать клёста и завтра можно устроить выставку ваших рисунков.