Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Корзина с фруктами, блюдо, плакат «Что растет в моем саду», игра «Один — много», карточки с изображениями фруктов, меховая собачка для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи — фрукты», рассматривание фруктов. Приготовление с воспитателями фруктового салата. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений. ]
Логопед приглашает детей в кабинет. Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат предметные картинки с изображениями фруктов.
Логопед. Для того чтобы начать занятие, вы должны, как всегда, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке яблоко.
Один из детей, правильно определивший фрукт, садится.
Логопед. Потом может сесть тот, у кого груша.
Один из детей, правильно определивший фрукт, садится.
Логопед. Теперь сядет девочка, у которой на картинке слива.
Один из детей, правильно определивший, садится.
Логопед. А что у тебя на картинке, Даша?
Ребенок. У меня лимон.
Логопед. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках?
Дети. Фрукты.
Логопед. Где растут фрукты?
Дети. В саду.
Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и ответили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить.
2. Беседа по плакату «Что растет в моем саду». [Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. ]
Логопед помещает на мольберт плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.
Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?
Дети. Деревья.
Логопед. А что растет на деревьях?
Дети. Фрукты.
Логопед. Назовите фрукты, которые растут на деревьях.
Дети. Яблоки. Груши. Сливы.
Логопед. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.
Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.
Логопед. Какие груши?
Дети. Желтые груши. Овальные груши.
Логопед. Какие сливы?
Дети. Синие сливы. Овальные сливы.
Логопед. А какие фрукты по вкусу?
Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.
Логопед. Что делает в саду девочка?
Дети. Собирает фрукты.
Логопед. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Что делает девочка?
Дети. Убирает урожай.
Логопед ставит на стол корзину с фруктами.
Логопед. Я тоже собрала урожай фруктов у себя в саду.
Педагог позволяет детям потрогать и понюхать фрукты. Во время рассматривания фруктов детьми организуется беседа.
Логопед. Что у тебя в руках, Саша?
Ребенок. Персик.
Логопед. Потрогай его. Какой он?
Ребенок. Круглый, мягкий, вкусно пахнет.
Логопед. Правильно, он душистый, ароматный. А у тебя что за фрукт, Ариша?
Ребенок. У меня слива.
Логопед. Расскажи о сливе.
Ребенок. Она овальная, мягкая, гладкая, синяя.
Так о своих фруктах рассказывают все дети.
Логопед. А что можно приготовить из этих фруктов? Что вы готовили с Ниной Николаевной? Что готовят ваши мамы?
Дети. Салат. Компот. Сок. Варенье.
Логопед. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдем на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».
3. Пальчиковая гимнастика «Компот». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением. ]
Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. Опять «варят» и «помешивают».
4. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления. ]
Логопед приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, огурец, грушу и сливу.
Логопед. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и почему. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?
Дети. Огурец.
Логопед. Верно. А почему?
Дети. Он растет в огороде.
Логопед. А все остальное где растет?
Дети. В саду.
Логопед. Верно, огурец — овощ, а все остальное — фрукты.
Логопед выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.
Логопед. А что лишнее теперь?
Дети. Слива.
Логопед. Почему?
Дети. Она синяя.
Логопед. А все остальное какого цвета?
Дети. Зеленого.
Логопед. Верно. Молодцы. Похлопайте себе.
5. Игра «Ежик и барабан». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена. ]
Логопед выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за логопедом и выполняют движения вслед за ним.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум! Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум! Маршируют, спрятав руки за спину.
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум! Подносят корту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой. Разводят руками.
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум! Прыгают на двух ногах, руки на поясе.
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум! Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения. Педагог показывает детям игрушечного щенка и обращает их внимание на широкий язычок щенка.
Логопед. Давайте широко откроем рот и положим мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Щенок хочет увидеть, как у вас получается это упражнение.
Упражнение выполняется 3—5 раз. После каждого выполнения необходимо предложить детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.
Логопед. Щенку очень понравилось, как вы делали упражнение. Он говорит, что вы молодцы!
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед собирает карточки и убирает их.
Логопед. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?
Дети. Мы говорили о фруктах.
1-й ребенок. Занимались у зеркала.
2-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.
3-й ребенок. Рассказывали про фрукты.
4-й ребенок. Играли в лото.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!