челюбеева надежда
Конспект занятия по развитию речи «Добрые дела зимой» для дифференцированного зачёта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
с элементами грамоты на тему
«Добрые дела зимой»
Ф. И. О. Челюбеева Надежда Александровна
ОО: Р; ХЭ; СК; Ф; П
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Цели: создать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию диалогического общения детей дошкольного возраста.
Задачи занятия :
Обучающая:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Добрые дела зимой“ для дифференцированного зачёта» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- сформировать представления у детей видения и восприятия содержания сюжетной картины в целом;
- подбирать слова признаки и слова действия к предмету.
- активизировать словарный запас дошкольников словами «помощь», «труд», «доброе дело».
Развивающая :
- развивать диалогическую речь;
- развивать умение детей правильно строить предложения в диалоге с педагогом, другими детьми; последовательно проводить звуковой анализ слова «зима».
Воспитательная:
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, желание сделать доброе дело для других.
Подготовительная работа:
Ушакова О. С. «Методика развития речи детей» стр. 17-18, стр. 22-24, стр. 46- 49.
Подготовка дидактических игр и раздаточного материала.
Методы и приемы:
- словесные (стихотворение, вопросы к детям, беседа, пословица,
-наглядные (рассматривание картины,
-практические (работа с раздаточным материалом, дидактические упражнения, дидактическая игра).
Материалы: сюжетная картина, раздаточный материал.
Ход и методика проведения
1 Организационно-мотивационный этап.
Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение.
Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом нас покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим, Насыпаем в них корма, И поют пичуги в стаях - Здравствуй, зимушка-зима!
- Дети, о чем это стихотворение? ( Ответы детей: о зиме.)
- Какие слова помогли вам распознать это время года? (Дети перечисляют сезонные признаки данного времени года.)
- Чем зима отличается от других времен года?
- Что делают животные зимой? А что делают люди зимой?
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы
Рассматривание картины с последующим обсуждением
- Ребята, посмотрите внимательно на картину. (пауза)
- Какое время года изображено на картине? (зима)
- Почему вы так думаете? (На земле лежит снег)
- Кого вы видите на картине? (На картине мы видим детей)
- А что они делают? (несколько вариантов ответа)
- Посмотрите внимательно на центр картины. Кто изображен в центре картины?
(Мальчики) А что они делают? (Вешают кормушку на дерево.)
-Для чего они это делают? (Чтобы помочь птицам зимой.)
- Кого вы видите на дереве? (На дереве сидят птицы.)
- Обратите внимание на передний план картины. Кого вы видите?
(На переднем плане изображена девочка.)
- Что у нее в руках? (У нее в руках корм.)
- Для чего ей нужен корм? (Она хочет насыпать корм в кормушку.)
Кто ещё там изображен?
(изображен мужчина.)
- Что у него в руках? (У него в руках охапка сена)
-А зачем он принёс сено?
(Чтобы покормить диких животных.)
- А кто-нибудь ему помогает?
(Ему помогает мальчик в куртке).
- Почему вы решили, что он ему помогает?
- Зачем взрослые и дети делают такую работу?
(разные варианты ответа)
- Ребята, как бы вы назвали эту картину?
(Добрые дела.)
Воспитатель подводит итог. Труд – это великое дело. Он приносит пользу не только тому, кто трудится, но и окружающим живым существам (людям, животным, птицам).
Приглашает детей на физкультминутку
Отдохнуть пришла пора,
На зарядку, детвора,
Ручки, ножки разомнем
И трудиться вновь пойдем.
Физкультминутка
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Дети выполняют движения по тексту.
2.2. Этап восприятия материала
Дидактическая игра «Как их зовут?»
Продолжаем работать с картиной. Воспитатель предлагает детям угадать, как зовут девочку с кормом и мальчиков, вешающих кормушку.
Цель игры: упражнение на словообразование - составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.
- Дети, давайте попробуем узнать, как же зовут детей, которые делают доброе дело – вешают кормушку для птиц. Я буду называть слова, а вы запоминайте первые звуки в них. Затем по первым звукам составьте имя.
В качестве примера делаю первый пункт.
Опорные слова:
1) санки, аист, шар, апельсин - Саша;
2) мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
3) рука, осы, мак, автобус - Рома.
Спрашиваю 3-4 детей, какие имена у них получились. При необходимости еще раз повторяю опорные слова.
- А сейчас предлагаю вам составить предложения со словом «зима». Предложение должно состоять из 2-3 слов.
- Первое предложение составлю я. Например, Зимой очень холодно.
-Сколько слов в моем предложении? (фронтальный вопрос)
- Какое первое слово? Какое второе? Какое третье? (индивидуальные вопросы).
- А теперь вы подумайте хорошо и составьте свои предложения. (Индивидуальный опрос 3-4 детей)
- Вы хорошо справились с этим задание. А сейчас давайте подберем слова-признаки к слову «снег». Снег какой? (пушистый, белый, блестящий, холодный и т. д.)
(Индивидуальный опрос 2-3 детей)
- Молодцы. Теперь давайте подберем слова-действия к слову «снег». Снег что делает? (Летит, кружится, сверкает, лежит, тает и т. д.)
(Индивидуальный опрос 2-3 детей)
2.3. Этап практического решения проблемы.
- Ребята. На прошлом занятии вы учились находить все звуки в слове «лиса». Сегодня мы будем делать подобное упражнение.
Предлагаю детям присесть за столы. На столах разложены дидактические карточки - материал для звукового анализа слов. На доску карточки с изображением зимы и схемой слова «зима».
- Слово «Зима» - сколько слогов в нем?
Напоминаю детям, что для определения слогов нужно поставить тыльную сторону руки к подбородку и произнести слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
- Какой первый слог в слове «зима»? (слог «зи»)
- Какой второй слог? (слог «ма»)
- А сейчас выложим кубиками слово «зима». Послушайте первый слог «зи». Какой первый звук? Какой второй?
- Теперь слушайте второй слог «ма». Какой первый звук? Какой второй?
- Сколько всего звуков в слове «зима»?
(в слове «зима» 4 звука)
- Правильно, в слове 4 звука. Возьмите цифру 4 и положите ее рядом с карточкой.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие.
Признаки, какого времени года мы повторили? Что происходит зимой?
Кому помогали дети на картине? Зачем?
А как часто добрые дела делаете вы? Кто помогает вам в этом?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием!