Светлана Хоросоженко
«Составление рассказа по картинкам». Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Составление рассказа по картинкам»
Цель занятия:
Развитие связной речи у детей через составление творческого рассказа по серии картинок с использованием современных методов и форм работы.
Задачи занятия:
Образовательные:
Развивать у детей умение строить связный рассказ, соблюдая логическую последовательность событий.
Расширять активный словарный запас, побуждать к использованию прилагательных и обстоятельств времени.
Закрепить навыки составления рассказа с началом, серединой и концом.
Развивающие:
Развивать логическое и образное мышление, воображение.
Формировать способность к активному диалогу и взаимодействию со сверстниками в процессе коллективной работы.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки работы в коллективе, умение слушать друг друга и уважать мнение каждого.
Воспитывать интерес к рассказам и художественным текстам, побуждать к созданию собственных творческих историй.
Методы и формы работы:
Мультимедийная презентация.
Метод беседы и наводящих вопросов.
Ситуативные игры.
Технология «Синквейн».
Методика создания коллективного рассказа.
Игровая форма работы (использование элементов театрализации).
Материалы и оборудование:
Мультимедийная доска.
Серии картинок (на тему «Приключения в лесу»).
Карточки с изображениями эмоций для игры «Что чувствует герой?».
Музыкальное сопровождение (спокойная фоновая музыка для работы).
Ход занятия:
Организационный момент (2-3 минуты):
Воспитатель приветствует детей и создает эмоциональный настрой.
Игровой момент. Предложить детям представить, что они отправляются в волшебное путешествие в лес. «Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в волшебном лесу. Что мы видим вокруг? Слышите, как поют птицы? А теперь открываем глаза и начинаем наше приключение!»
Вводная часть (5 минут):
Беседа на тему лесных приключений. Воспитатель показывает на мультимедийной доске серию картинок с изображением леса и предлагает обсудить, кто мог бы стать героем рассказа.
«Ребята, кого мы можем встретить в лесу?»
«Какое событие могло бы с ними произойти?»
Метод наводящих вопросов: Вопросы помогут детям осознать, что герои могут испытывать разные эмоции, что в рассказе должны быть начало, середина и конец.
«Кто может стать главным героем нашего рассказа?»
«Что может с ним случиться в лесу?»
Основная часть (15 минут):
Работа с серией картинок (методика составления связного рассказа): Воспитатель показывает серию картинок на тему «Приключения в лесу» (например, ребенок потерялся в лесу и встретил разных животных, которые помогли ему найти дорогу домой). Дети вместе с воспитателем обсуждают, что изображено на каждой картинке.
«Что произошло сначала?»
«Кто встретил ребенка в лесу?»
«Какой была концовка этой истории?»
Коллективное составление рассказа:
После обсуждения дети коллективно составляют рассказ по серии картинок. Воспитатель направляет детей на соблюдение последовательности и логики событий. Каждому ребенку дается возможность внести свои предложения.
Воспитатель фиксирует на доске ключевые моменты рассказа.
Поочередно дети предлагают, как можно продолжить сюжет.
Составление синквейна (использование технологии «Синквейн»).
После создания основного рассказа воспитатель предлагает детям составить синквейн о главном герое. Сначала вместе обсуждают характеристики героя, его действия и эмоции.
Пример синквейна:
Лес.
Волшебный, огромный.
Прячется, шуршит, зовет.
Лес — это место для приключений.
Приключение.
Игра «Что чувствует герой?» (5 минут):
Воспитатель показывает карточки с изображениями эмоций (радость, страх, удивление, грусть, злость) и предлагает детям угадать, что может чувствовать герой рассказа в каждой из ситуаций.
«Как чувствует себя герой, когда он потерялся в лесу?»
«А когда нашел выход?»
Заключительная часть (5 минут):
Рефлексия: Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они составили рассказ:
«Что было самое интересное?»
«Какое событие запомнилось вам больше всего?»
«Понравилось ли вам придумывать рассказ вместе?»
Оценка работ: Воспитатель благодарит детей за работу, отмечает каждого, кто предложил оригинальные идеи для рассказа.
«Вы сегодня все были настоящими писателями и творцами! Ваши истории получились интересными и увлекательными. Вы все большие молодцы!»
Завершение занятия (2 минуты):
Воспитатель прощается с детьми и предлагает дома нарисовать иллюстрации к составленному рассказу или рассказать историю родителям.
Предполагаемые результаты:
Дети научатся составлять связные рассказы по серии картинок, развивая логическое и творческое мышление.
Сформируют навык коллективного творчества и участия в обсуждении.
Разовьют интонационную выразительность и активный словарный запас.