Елена Гайнуллина
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «На берегу моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей средней дошкольного возраста
«На берегу моря»
Гайнуллина Елена Юрьевна
Программное содержание: Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, интерес к окружающей природе. Активизировать и обогащать словарь по теме «Водный мир». Продолжать учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между. Упражнять в подборе слов с противоположным значением, учить различать на слух слова с определенным звуком. Расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, об его обитателях и их особенностях. Воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать своих сверстников, дополнять ответы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста „На берегу моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: морские жители, акула, дельфин, осьминог, кит, брюшко, жабры, плавники,
Демонстрационный материал: Звуковая фонограмма «Шум моря», картинки с морскими обитателями, тонированная бумага (ватман) голубого цвета.
Раздаточный материал: карточки с изображением определенного свойства, действия для игры «Наоборот».
Ход занятия:
Звучит аудиозапись с шумом моря.
Педагог: Ребята, что это за звуки? (предположения детей) Я кажется, догадалась! Послушайте внимательно:
Летом, все к нему стремятся,
Загорать и искупаться.
На песке и на просторе
Ну конечно это (море).
Педагог: Правильно, это море. Какие звуки вы услышали? (шум ветра, шум волн, крик чаек, плеск рыб) Вы хотели бы сейчас оказаться на берегу моря? (ответы детей)
Педагог: Тогда проходите и на берег морской посмотрите.
Дети проходят в группу, на фланелеграфе лист голубого ватмана (море) с изображением акулы.
Педагог: Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного… но что-то странно в море только одна рыба, кто это? (акула)
Педагог: Как вы думаете, что могло случиться? Где остальные морские жители? (ответы детей)
Педагог: Все испугались акулу и спрятались! Почему все испугались? Что вы знаете об акуле? Она какая? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, а я знаю один секрет, чтобы акула стала доброй и веселой с ней нужно поиграть, я предлагаю игру «Наоборот». Поиграем с акулой?
Педагог дает каждому ребенку картинку с изображением определенного свойства, действия, качества предметов или человека. Дети находят пару своей картинке.
Педагог: Молодцы! Посмотрите, акула стала доброй, она хочет, чтобы все морские жители перестали прятаться, ей одной скучно. Но чтобы они появились нам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно:
Ты, ребенок, мне поверь,
Что не рыба я, а зверь.
Нет характера добрей —
В шторм спасаю я людей (дельфин)
Педагог: Правильно, молодцы, это дельфин. Почему в загадке сказано, что дельфин, это не рыба? Что еще вы можете сказать о дельфине? (ответы детей) Дельфин, самое умное и доброе животное на земле, и он очень любит играть с детьми. У него очень хороший слух, поэтому я думаю, ему понравится наша игра «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «Р».
Педагог предлагает детям повторить звук, услышав который, нужно хлопнуть в ладоши.
(Рыба, акула, рак, осьминог, морской, дельфин, рыбалка, кальмар, кит)
Педагог: Молодцы, вы также хорошо слышите, как дельфин. Слушайте следующую загадку:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - … (осьминог)
Педагог: Правильно, молодцы. Что вы знаете об осьминоге? (ответы детей)
Педагог: Пока осьминог прятался за камнем, у него все щупальца онемели, нужно срочно сделать зарядку, давайте научим осьминога.
Физминутка
Посмотри скорей вокруг
(делают ладошку у лба «козырьком»).
Что ты видишь милый друг?
(изображают «бинокль»)
Здесь прозрачная вода
(разводят ладони в стороны)
Плывет «морской конек» сюда
(волнообразное движение ладонями вперед).
Вот медуза, вот кальмар
(опущены ладони обеих рук в форме «шапочки»).
А это? Это рыба-шар.
(соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног,
(показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
Педагог: Следующая загадка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
Без воздуха живёт,
Не хочет пить, а пьёт.
Чешуей блестит,
И всё молчит, молчит.
(рыба)
Педагог: Посмотрите, сколько много рыбок приплыло! Они все разные или одинаковые? (ответы детей)
Педагог: Что есть у всех рыб? (голова, хвост, брюшко, жабры, плавники)
Педагог: Рыбки хотят с вами поиграть в игру «Это чья?»
Чья голова? (это рыбья голова)
Чей хвост? (это рыбий хвост)
Чьи жабры? (это рыбьи жабры)
Чьё брюшко? (это рыбье брюшко)
Чьи плавники? (это рыбьи плавники).
Педагог: Молодцы! Слушайте, последнюю загадку:
В синем море бьёт фонтан! Чудо-юдо великан
Наберёт водички в рот — и фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит, обитает в море… (Кит)
Педагог: Правильно, что вы можете рассказать о ките? (ответы детей)
Педагог: Кит – самое большое животное, поэтому, когда плывет он может не заметить кого-нибудь из морских жителей. Давайте, расскажем киту, кто где плавает.
- Кто плавает выше всех?
- Кто находится рядом с акулой?
- Кто плывёт над осьминогом?
- Кто плавает ниже всех?
- Кто плывёт между акулой и дельфином?
- Кто плывёт под красной рыбкой?
- А кто самый большой, маленький?
- Как мы можем назвать всех вместе?
Педагог: Правильно, морские жители. Понравилось вам на берегу моря? (ответы детей)
Педагог: В завершении, предлагаю вам, превратится в наиболее понравившегося вам морского жителя в игре «Море волнует
я».
Дети двигаются по группе, по сигналу «Море волнуется – раз, море волнуется – 2, море волнуется – 3, морская фигура на месте замри!» дети изображают любых морских жителей. Педагог уточняет у детей в кого он превратился.