Елена Гайнуллина
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «На берегу моря»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней дошкольного возраста
«На берегу моря»
Гайнуллина Елена Юрьевна
Программное содержание: Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, интерес к окружающей природе. Активизировать и обогащать словарь по теме «Водный мир». Продолжать учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между. Упражнять в подборе слов с противоположным значением, учить различать на слух слова с определенным звуком. Расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, об его обитателях и их особенностях. Воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать своих сверстников, дополнять ответы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста „На берегу моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: морские жители, акула, дельфин, осьминог, кит, брюшко, жабры, плавники,
Демонстрационный материал: Звуковая фонограмма «Шум моря», картинки с морскими обитателями, тонированная бумага (ватман) голубого цвета.
Раздаточный материал: карточки с изображением определенного свойства, действия для игры «Наоборот».
Ход занятия:
Звучит аудиозапись с шумом моря.
Педагог: Ребята, что это за звуки? (предположения детей) Я кажется, догадалась! Послушайте внимательно:
Летом, все к нему стремятся,
Загорать и искупаться.
На песке и на просторе
Ну конечно это (море).
Педагог: Правильно, это море. Какие звуки вы услышали? (шум ветра, шум волн, крик чаек, плеск рыб) Вы хотели бы сейчас оказаться на берегу моря? (ответы детей)
Педагог: Тогда проходите и на берег морской посмотрите.
Дети проходят в группу, на фланелеграфе лист голубого ватмана (море) с изображением акулы.
Педагог: Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного… но что-то странно в море только одна рыба, кто это? (акула)
Педагог: Как вы думаете, что могло случиться? Где остальные морские жители? (ответы детей)
Педагог: Все испугались акулу и спрятались! Почему все испугались? Что вы знаете об акуле? Она какая? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, а я знаю один секрет, чтобы акула стала доброй и веселой с ней нужно поиграть, я предлагаю игру «Наоборот». Поиграем с акулой?
Педагог дает каждому ребенку картинку с изображением определенного свойства, действия, качества предметов или человека. Дети находят пару своей картинке.
Педагог: Молодцы! Посмотрите, акула стала доброй, она хочет, чтобы все морские жители перестали прятаться, ей одной скучно. Но чтобы они появились нам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно:
Ты, ребенок, мне поверь,
Что не рыба я, а зверь.
Нет характера добрей —
В шторм спасаю я людей (дельфин)
Педагог: Правильно, молодцы, это дельфин. Почему в загадке сказано, что дельфин, это не рыба? Что еще вы можете сказать о дельфине? (ответы детей) Дельфин, самое умное и доброе животное на земле, и он очень любит играть с детьми. У него очень хороший слух, поэтому я думаю, ему понравится наша игра «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «Р».
Педагог предлагает детям повторить звук, услышав который, нужно хлопнуть в ладоши.
(Рыба, акула, рак, осьминог, морской, дельфин, рыбалка, кальмар, кит)
Педагог: Молодцы, вы также хорошо слышите, как дельфин. Слушайте следующую загадку:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - … (осьминог)
Педагог: Правильно, молодцы. Что вы знаете об осьминоге? (ответы детей)
Педагог: Пока осьминог прятался за камнем, у него все щупальца онемели, нужно срочно сделать зарядку, давайте научим осьминога.
Физминутка
Посмотри скорей вокруг
(делают ладошку у лба «козырьком»).
Что ты видишь милый друг?
(изображают «бинокль»)
Здесь прозрачная вода
(разводят ладони в стороны)
Плывет «морской конек» сюда
(волнообразное движение ладонями вперед).
Вот медуза, вот кальмар
(опущены ладони обеих рук в форме «шапочки»).
А это? Это рыба-шар.
(соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног,
(показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
Педагог: Следующая загадка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
Без воздуха живёт,
Не хочет пить, а пьёт.
Чешуей блестит,
И всё молчит, молчит.
(рыба)
Педагог: Посмотрите, сколько много рыбок приплыло! Они все разные или одинаковые? (ответы детей)
Педагог: Что есть у всех рыб? (голова, хвост, брюшко, жабры, плавники)
Педагог: Рыбки хотят с вами поиграть в игру «Это чья?»
Чья голова? (это рыбья голова)
Чей хвост? (это рыбий хвост)
Чьи жабры? (это рыбьи жабры)
Чьё брюшко? (это рыбье брюшко)
Чьи плавники? (это рыбьи плавники).
Педагог: Молодцы! Слушайте, последнюю загадку:
В синем море бьёт фонтан! Чудо-юдо великан
Наберёт водички в рот — и фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит, обитает в море… (Кит)
Педагог: Правильно, что вы можете рассказать о ките? (ответы детей)
Педагог: Кит – самое большое животное, поэтому, когда плывет он может не заметить кого-нибудь из морских жителей. Давайте, расскажем киту, кто где плавает.
- Кто плавает выше всех?
- Кто находится рядом с акулой?
- Кто плывёт над осьминогом?
- Кто плавает ниже всех?
- Кто плывёт между акулой и дельфином?
- Кто плывёт под красной рыбкой?
- А кто самый большой, маленький?
- Как мы можем назвать всех вместе?
Педагог: Правильно, морские жители. Понравилось вам на берегу моря? (ответы детей)
Педагог: В завершении, предлагаю вам, превратится в наиболее понравившегося вам морского жителя в игре «Море волнует
я».
Дети двигаются по группе, по сигналу «Море волнуется – раз, море волнуется – 2, море волнуется – 3, морская фигура на месте замри!» дети изображают любых морских жителей. Педагог уточняет у детей в кого он превратился.