Светлана Топильская
Занятие по развитию речи для детей 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Зима в стихах русских поэтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей со стихотворениями о зиме, написанными русскими поэтами, находить взаимосвязь между словесным, зрительным и слуховым восприятием явления.
Задачи: развивать интерес к художественному слову, приобщать детей к поэзии, знакомить с русскими поэтами;
расширять словарный запас детей;
закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, развивать образные представления при прослушивании музыкальных произведений, рассматривании иллюстраций.
Публикация «Занятие по развитию речи для детей 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий „Зима в стихах русских поэтов“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
воспитывать любовь к природе, желание беречь свое здоровье.
Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей и развлечений, портреты русских поэтов (А. Фета, С. Есенина, А. Пушкина, В. Брюсова, аудиозапись произведений: А. Вивальди "Времена года. Зима", Э. Вайльдтейфель "Конькобежцы", Г. Свиридов "Метель", снежинка из фольги или бумаги.
Предварительная работа: беседы о погоде, наблюдения за изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений.
Словарная работа: мороз, солнце, вьюга, метель, вихрь, шелковый ковер, мгла, пташки.
Ход занятия.
В группу приходит почтальон и приносит письмо. "Здравствуйте, ребята! Тут вам письмо пришло заказное, а я еле до вас добрался - все дороги замело. Вы тут распишитесь в получении, а я дальше пойду - мне нужно еще целую сумку писем и газет разнести. "
Воспитатель. "Большое Вам спасибо! Ребята, посмотрите письмо пришло из далекой Африки. Сейчас мы его прочтем. Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам слоненок, попугай, мартышка и удав. Мы живем на очень жарком континенте и никогда не видели зимы. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома? Нам очень хочется узнать об этом побольше, может вы расскажете, что еще бывает зимой?"
Воспитатель. Ребята, а вы помните героями какого мультфильма были эти животные? (ответы)
Ну что, поможем друзьям узнать о зиме побольше? (ответы) Тогда предлагаю, записать наше занятие на видео и отправить в далекую Африку.
Наступил первый зимний месяц - декабрь. Дни стали короче, холоднее, часто идет снег, и появляются сугробы, животным и птицам становится труднее. Обо всем этом хорошо написано в стихах русских поэтов.
(чтение стихотворения С. Есенина)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Какое это стихотворение веселое или грустное? (ответы) С чем поэт сравнивает метелицу? (ответы) Да с шелковым ковром - легким, невесомым, гладким. А как он описывает вьюгу? (ответы) Как снежный вихрь, который "стучится с ревом бешеным". Рассмотрите иллюстрацию "Зимняя дорога. Метель". Дорога белым-бела, снег идет хлопьями и я хочу предложить вам послушать вальс Г. Свиридова "Метель".
(звучит аудиозапись отрывка из произведения Г. Свиридова "Метель").
Какие чувства вызвал у вас этот вальс? (ответы детей) Можно представить под музыку эту картину? (ответы) Как можно назвать погоду, когда падает снег? (ответы) А как вы думаете, холодно тем людям, которые едут в санях? (ответы) Если у нас зимой замерзнут руки, мы можем их согреть.
Пальчиковая гимнастика "Зима".
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель. Для того, чтобы согреться в зимние холода мы надеваем теплую одежду: шапки, шарфы, теплые куртки, варежки. В бурю очень легко замерзнуть.
(чтение стихотворения А. С. Пушкина)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы) Нравится ли оно вам? (ответы) С кем сравнивает поэт бурю? (ответы) Да в стихотворении говорится, что снежная буря может то завывать как дикий зверь, то стихать, как плачущее дитя.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию "Буря", что можно увидеть на картине? (ответы) Да, здесь снег сыплет не только сверху, но и поднимается сильными порывами ветра с земли. Послушайте произведение А. Вивальди "Времена года. Зима"
(аудиозапись отрывка из произведения А. Вивальди "Времена года. Зима")
Воспитатель. Можно глядя на картину и слушая музыку представить себе снежную бурю? (ответы)
И вот буря стихла, на дворе легкий морозец и совсем не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. (ответы) Да, мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках, из снега строим крепости, горки, лепим снежки, играем в хоккей. Давайте покажем наши зимние забавы: изобразите, как вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Игра малой подвижности "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем"
Дыхательная гимнастика "Подуй на снежинку" (сначала легко, затем сильно).
Воспитатель. Вот что пишет о зиме поэт А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
“Ну, скорей гулять!”
Какие чувства возникают у вас после прочтения этого стихотворения? (ответы) Какие строчки вам особенно нравятся? (ответы) Да, зимние забавы доставляют ребятам большое удовольствие. Посмотрите на иллюстрацию "Зимние забавы". Ребята заняты разными развлечениями - кто-то катается на санях, кто-то играет в снежки, а вот эти ребята катаются на коньках. А вы любите кататься на коньках? У Э. Вайльдтейфеля даже есть произведение "Конькобежцы". Давайте послушаем.
(аудиозапись отрывка из произведения Э. Вайльдтейфель вальс "Конькобежцы")
Воспитатель. Прямо хоть сейчас бери коньки и скорей на каток, правда, ребята? (ответы) Сегодня мы с вами познакомились с тремя стихотворениями, посвященными зиме. Что нового узнали? (ответы). А еще мы узнали как по - разному можно показать одно и тоже явление - стихами, живописью и музыкой. Какое стихотворение вам особенно понравилось? (ответы) Мне это стихотворение тоже очень нравится.
Ну что же, запись нашего занятия мы отправим друзьям в далекую Африку, пусть тоже посмотрят и послушают эти чудесные произведения, и получат представления о зиме.