Ирина Суслова
Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Деревья и кустарники.
Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.
Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья. Учить различать деревья и кустарники.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.
Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев : береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Цель: формировать положительное отношение к занятию.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утором, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Ручки хлопают.
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.
1. «Дерево»
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки над головой (вдох, пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).
2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.
2.«Эхо в лесу»
И. п. : о. с.
1 – сложить руки рупором у рта (вдох).
2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».
3 - сложить руки рупором у рта (вдох).
4 - на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».
Повторить 2-3 раза.
4. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.
«Деревья»
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Соединяют локти – «ствол»,
Раскрывают ладони – «крона»
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
«Фонарики» с движением сверху вниз.
Как во полюшке былинка
Тонкая растет осинка.
Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.
Липа цветом зацвела,
Собирают пальцы в щепотку – «бутон».
Пчелок в гости позвала.
Делают круговые вращения указательным пальцем – «пчелы летят».
Ель иголки распушила
Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.
И грибочки все закрыла.
Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Шелестят листвой деревья,
Трут ладони друг о друга – «шуршат».
Словно разговор ведут,
Стряхивают ладони
Руки – ветви распустили
Птичек в гости к себе ждут.
Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц.
Развитие речи.
5. Отгадай загадку.
Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.
Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.
• Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
• Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем!
(Дуб)
• Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
• Куст с шипами, куст колючий.
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
(Шиповник)
• Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(Черная смородина)
• Листья плотные, да лаковые.
Плоды желтые, да лакомые.
Ее скорее скушай,
Созрела значит…
(Груша)
• Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики :
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(Яблоня)
• В шубе летом,
А зимой – раздеты.
(Деревья)
• Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.
• Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных, хвоя (у хвойных).
• Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).
• Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.
• Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.
• Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
• Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
6. Упражнение «Назови ласково».
Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза – березка, березонька.
Дуб – будок, дубочек.
Осина – осинка.
Рябина – рябинка, рябинушка.
Ель – елочка.
Яблоня – яблонька.
И т. д.
7. Упражнение «Один-много».
Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).
Одна береза – много берез.
Один дуб – много дубов.
И т. д.
8. Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: Употребление предлогов.
Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.
Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.
9. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять в подборке антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели - …
У клена листья большие, а у березы - …
У березы ствол светлый, а у клена - …
У буда ствол толстый, а у березы - …
Дерево высокое, а куст - …
И т. д.
10. Упражнение «Расскажи о дереве».
Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.
11. Динамическая пауза.
Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Наклоны корпуса вперед-назад.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Рывки руками перед грудью.
Ветки гнутся взад-вперед,
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Приседания.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Дети идут на места.
12. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.
Итог занятия.
Вопросы:
О чем мы сегодня беседовали?
Что нового ты узнал сегодня на занятии?
Что тебе понравилось на занятии? Почему?