светлана гребенюк
Конспект занятия по развитию речи детей средствами малых жанров фольклора с использованием билингвистического компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Избушка-говорушка» по развитию речи детей средствами малых жанров фольклора с использованием билингвистического компонента в младшей группе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей средствами малых жанров фольклора с использованием билингвистического компонента» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; обогатить активный словарь детей посредством фольклорных произведений; создать у детей радостное настроение.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с малыми фольклорными произведениями (потешками, прибаутками, загадками) ; приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений,познакомить со словами на крымско -татарском языке.
Развивающие :
Способствовать развитию речи, развивать любознательность, память, внимание, моторику, координацию движений, формировать душевные качества, сознание носителей русской культуры.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, окружить малышей теплотой добрых чувств.
Продолжительность занятия :15-20 минут.
Методические приемы:
• Наглядные: Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, сундук, мягкие игрушки.
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, загадка, индивидуальные ответы детей, объяснение, словарная работа. Напоминание, указание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
• Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Вышла курочка гулять.»
Билингвистический компонент : Селям аллейкум, мышикъ,эчки,хораз,чипче.
Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Речевое развитие» :
Развитие связной речи, формирование способности к диалогической речи, звукоподражании голосам домашних птиц и животных; знакомство с русским народным фольклором.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Знакомство с понятием «Изба», воспитание заботливого отношения к живой природе.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, умение соотносить речь с движением. Предварительная работа: чтение потешек, загадок, знакомство с домашними животными и птицами (рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы, д / и «Кто как кричит?».
Ход занятия :
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся.
Доброе утро! А на крымско _ татарском: «Селям аллейкум!» И споем потешку «Здравствуйте,ладошки!»
Воспитатель : А что мы делаем еще утром, когда просыпаемся?
Ответы детей. (умываемся).
Воспитатель : И расскажем потешку «Водичка».
От водички, от водицы
Все улыбками искрится
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы
Дети умываются
Солнцу улыбаются!
Дети рассаживаются на расставленные полукругом стулья.
Воспитатель : Хорошо в избе, светло, красиво, а сколько добра всякого - видимо-невидимо! И лавочка есть, и стол, и самовар, печка русская, а сундук какой большой!
2. Основная часть:
Воспитатель:
Вот – сундук расписной, не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок.
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?
Повернули, покрутили, постучали и открыли.
Что же там, я погляжу да ребятам покажу.
Воспитатель : Достает клубок ниток.
- Ребята, отгадайте загадку:
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки, прячет в лапках коготки?
Дети: Котик!
Воспитатель : Да, это котик, вот он лежит на печке. Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая). Котик песенки поет, а как котик поет? (ответы детей,любит слушать потешки да песенки про себя. Слушай, котик сейчас ребятушки про тебя расскажут.
Дети:
Как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые, глазки смелые.
Воспитатель просит детей еще рассказать потешки про котика. Выходи (имя ребенка) расскажи про котика.
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет, Через киску упадет.
Воспитатель :А как будет котик на крымско-татарском? Дети: (Мышикъ).
Воспитатель : В сундучок я загляну. Что же там, я погляжу,
Да ребятам покажу. Но сначала отгадайте загадку: На травке, у леса густого на лугу послась (корова). Дети: Корова.
Достаю игрушку коровы.
Воспитатель : Давайте покажем про нее потешку.
Коровушка, коровушка
Рогатая головушка,
Малых деток не бодай,
Молочка им лучше дай!
Воспитатель : В сундучок я загляну. Что же там, я погляжу,
Да ребятам покажу. Про нее я тоже загадаю загадку:
«М-е-е!» Ребяток кто зовет?
Бородою кто трясет?
У кого витые рожки
И как ягодки глаза?
Это к деткам по дорожке Приближается ….(коза).
Достаю игрушку козы. Воспитатель : Давайте покажем про нее потешку. А как будет коза на крымско-татарском? Дети: (эчки).
Идет коза рогатая.
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает.
Воспитатель : Ребята, как козочка кричит? Дети: «Ме-е-е».
Молодцы ребятки!
Воспитатель : В сундучок я загляну,что же там, я погляжу,да ребятам покажу.
Достаю зернышки.
Отгадайте загадку, кто ест зернышки:
Хвост узорами, сапоги со шпорами
Утром рано встает,деткам спать не дает.
Дети: Петушок!
Воспитатель : Да, это петушок. (достает игрушку).
А давайте петушку расскажем потешку:
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масля на головушка, шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь, голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?
Воспитатель:. А как будет петушок на крымско-татарском?
Дети: Хораз.
Воспитатель просит детей еще рассказать потешки про петушка. Выходи (имя ребенка) расскажи про петушка.
Азбарда эки хораз
Экиси де ярамаз
Талашалар баса-бас!
Петушочка всего два
Задирались: «Ко-ко-ко!»
Вот посмотрим,кто кого!
Воспитатель: А кто еще про петушка знает?
Выходи (имя ребенка) расскажи про петушка:
Хоразчикъ, хоразчикъ,
Теллибаш хоразчикъ,
Нечун сен эрте турасынъ,
Балаларны тургъызасын?
Петушок,петушок
Горделивый петушок,
Зачем рано встаешь,
Детям спать не даешь?
Воспитатель:Петух зернышки клюет, к себе курочек зовет.
Как зовет петушок курочек? «Ку-ка-ре-ку».
Ребята, я буду курочкой, а вы - цыплятками. А как будут цыплята на крымско-татарском?
Дети: Чипче.
Подвижная игра «Вышла курочка гулять».
Вышла курочка гулять,свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки, малые ребятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Лапками гребите,зернышки ищите.
Заключение. Сюрпризный момент.
Воспитатель: В сундучок я загляну,что же там, я погляжу,
Да ребятам покажу! Ай,качи-качи, качи, глянь баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Налетели тут грачи, подхватили калачи
Нам остались ба-ра-но-чки.
Угощаю детей баранками.
Воспитатель: Ребята, где вы были в гостях?
Вам понравилось русская изба?
Что мы рассказывали про животных?
Где прячутся секреты?
Вы бы хотели еще побывать в русской избе