Сафронова
Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию чувства ритма
(старшая группа 5-6 лет)
Сафронова Людмила Юрьевна,
Музыкальный руководитель
Мишкино 2024 г.
Открытое занятие по развитию чувства ритма у детей
старшего дошкольного возраста с элементами лого ритмики
Музыкальная лого ритмика - это одно из направлений музыкально–ритмического развития детей. Она включает в себя три составные части: слово, движение и музыка. Можно сказать, что это развитие речи посредством музыки. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, а речь имеет музыкальную составляющую.
Особую роль в лого ритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Цель – Развитие чувства ритма у детей через синтез музыки, движений и речи.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки, используя игровые ситуации. Научить детей правильному обращению с музыкальными инструментами, уметь воспроизводить на них ритмические формулы.
Развивающие: Развивать образное мышление, создавая творческую атмосферу, развивать общую и мелкую моторику, дыхание, певческие навыки, воображение и ассоциативно-образное мышление;
развивать слуховые и телесные ощущения, активное восприятие музыки.
Воспитательные:
Воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Прививать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Материал. Детские музыкальные и шумовые инструменты, шапочки для героев сказки «Теремок», ритмические карточки, мини декорации (двери с «ритмическими замками», декорации по сказке «Теремок»).
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Нянина сказка» в записи, закличка «Солнышко», песня «Солнечная капель» музыка С. Соснина, фонограмма музыки для танца.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Чайковского П. И., разучивание песни «Солнечная капель», работа с ритмическими карточками по программе «Ладушки», игра на детских музыкальных инструментах.
Ход занятия.
Звучит музыка (Нянина сказка).
Дети под эту музыку входят в зал цепочкой и образуют полукруг, стоят до окончания музыкального произведения.
Музыкальный руководитель поёт: «Здравствуйте, дети»
Дети отвечают. «Здравствуйте»
(затем дети здороваются с гостями, гости отвечают)
Музыкальный руководитель:
Сегодня у нас необычное занятие. Вы когда входили в зал слышали музыку. Какое это произведение? Правильно. Это «Нянина сказка», а кто сочинил эту красивую пьеску? (композитор П. И. Чайковский). А теперь расскажите, какая по характеру была эта музыка? (ответы детей) (м. р. подводит к тому, чтобы дети назвали это произведение сказочным, и предлагает отправиться в сказку).
Музыкальный руководитель:
Чтобы нам не было страшно, и никто не потерялся по дороге, берем, друг друга за руки и отправляемся в путь. Дети выполняют ритмичные движения (шаги) под пение педагога.
Мы сейчас пойдем направо (идут змейкой направо)
Дружно - раз, два, три!
А потом пойдем налево (идут змейкой налево)
Дружно - раз, два, три!
В центре круга соберемся (идут в круг)
Дружно - раз, два, три!
И на место все вернемся (идут из круга)
Дружно - раз, два, три!
Музыкальный руководитель:
Мы с вами подошли к сказочному замку, а ворота замка оказались закрыты, а что надо сделать для того, чтобы они открылись? Правильно, постучать, но постучать необычно, мы же с вами в сказке. Посмотрите, на воротах нарисован узор, вам знаком этот рисунок? Правильно, это ритмическая цепочка, интересно, для чего она здесь? (ответы детей) У меня в моем волшебном мешочке есть инструменты. (достает барабан) Сейчас кто-нибудь из вас поможет нам открыть ворота в сказочный замок.
Ребенок играет ритмический рисунок. (исполнение ритмической цепочки на барабане)
Варианты:
а) проговорить на слоги «ТА и ТИ»;
б) прохлопать в ладоши;
в) проиграть на любых других инструментах (ложки, бубен, коробочка, рубель, барабан, металлофон, треугольник)
Музыкальный руководитель: Ворота открылись, и мы с вами очутились в сказочном замке. В замке холодно и сыро, даже руки замерзли, надо их согреть, давайте все вместе подуем на ручки, а теперь будем быстро сжимать и разжимать наши кулачки.
Чтобы нам стало совсем тепло, мы с вами позовем солнышко, пусть оно заглянет к нам в окошко и согреет нас. (закличка «Солнышко»). Песенку мы будем петь, одновременно прохлопывая ритм ладошками.
Музыкальный руководитель: Солнышко осветило все вокруг, и посмотрите, перед нами еще одна дверь, и на ней тоже нарисован ритмический рисунок. Давайте так же откроем эту дверь с помощью другого инструмента, (например, бубен) и узнаем, что же там, за дверями… педагог называет ребенка, чтобы он воспроизвел заданный ритм. Мы с вами попали в комнату вокальной музыки и нам надо спеть какую-либо песню. Мы знаем песенку про весеннюю капель, давайте её споём. (исполняют песню)
Музыкальный руководитель: Ребята, вы так хорошо пели, что от нашей веселой песенки открылась следующая дверь, давайте заглянем за нее и посмотрим, что же прячется за этой дверью. (открывает мини декорацию двери) Ребята, это театральная гостиная, но артистов тут нет, а значит, нам с вами предстоит стать актерами.
(исполнителей главных ролей можно выбрать при помощи считалки, так как детям всем хочется принять участие в инсценировке).
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами наденем шапочки героев, возьмем в руки инструменты, и с их помощью расскажем сказку «Теремок». (педагог проговаривает с детьми, с помощью каких инструментов и каким ритмом они смогут озвучить каждого героя сказки) Итак, стоит в поле теремок…
Сказка «Теремок»
теремок – ложки,
стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика,
мышка – треугольник,
лягушка – бубен,
зайка – ксилофон (свободная импровизация)
волк – рубель,
медведь – барабан,
«теремок развалился» – все инструменты).
Музыкальный руководитель:
Вот и закончилось наше занятие. А теперь пора нам возвращаться в детский сад, но пешком мы не пойдем, а вспомним, как мы катались зимой на санках и поедем назад на санях с бубенчиками пока снег в лесу еще не растаял. Взяли в руки инструменты и поехали… (озвучиваем стихотворение шумовыми инструментами и голосом в ритме стихотворения) (приветствуются творческие ритмические импровизации детей)
Едем, едем на лошадке,
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок. Цок, цок, цок. (языком)
Санки скрипят. Бубенчики звенят.
Дятел стучит. Вьюга свистит. (инструменты по тексту)
Белка на елке орешки все грызет, (хлопки в ладоши)
Рыжая лисичка зайчика стережет. (потереть ладошки)
Ветер, стужа. Ветер, стужа. (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (ш-ш-ш)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали:
С горки – У-ух! В ямку бух! (все инструменты)
Приехали!
Музыкальный руководитель:
Вот мы и дома, а на улице светит солнышко, поют птицы, весна пришла, скажите мне дети, где мы с вами сегодня побывали? Что вам запомнилось? Что помогло вам открыть двери сказочного замка?
Ответы детей.
Молодцы, ребята, давайте поаплодируем себе. А я приготовила для вас маленькие скрипичные ключики, которые помогут вам открыть двери в волшебный мир музыки.
Дети прощаются с гостями и уходят.