Татьяна Филюшина
Конспект занятия по программе «Слагаемые здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Быть здоровым – жить в радости»
Цель: формирование установок у воспитанников на ведение здорового образа жизни.
1. Образовательная задача: уточнить представления о режиме дня, правильном питании, правилах соблюдения гигиены; закрепить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы.
2. Развивающая задача: развивать умение принимать участие в коллективном разговоре, поддерживать беседу, связно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; умения выслушивать рассказы товарищей;
Публикация «Конспект занятия по программе „Слагаемые здоровья“» размещена в разделах
3. Воспитательная задача: воспитывать у детей стремление быть здоровым; отрицательное отношение к вредным привычкам; воспитание доброты, человечности и внимательного отношения к людям.
Оборудование: Модель цветка, иллюстрации видов спорта, маски витаминов, картинки «Виды спорта», «Вредные привычки», фильм «Как правильно чистить зубы», влажные салфетки
Методы и приемы: Беседы о правильном питании; чтение сказок «Цветик-семицветик», «Мойдодыр»; заучивание стихотворений; метод эмоциональной драматизации – сценка про неряху; воспитание навыков ухода за собственным телом; изготовление совместно с детьми: плаката цветка здоровья, масок; здоровьесберегающие технологии : физминутка, дыхательная гимнастика, самомассаж; игра «Полезно. Вредно», игра пантомима «Режим дня»
Ход занятия
Дети выходят и становятся в круг
- Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй»
Здравствуй! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет
Давайте со всеми поздороваемся хором.
Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»? (Желаем здоровья)
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись
(дети садятся на стулья)
Ребята, а что такое здоровье?
Здоровье – это самое большое богатство человека и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения.
Сегодня мы поговорим о нашем здоровье и постараемся понять, как заботится о своем здоровье и как сберечь его на долгие годы.
Слайд сказки
Есть такая замечательная сказка Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками.
Слайд
Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков.
Слайд
И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
Слайд сказки
Но на этом сказка не заканчивается. Вите очень хотелось всегда оставаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок – цветок Здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на занятии мы поможем мальчику создать модель цветка-Здоровья.
Каждый лепесток этого цветка будет содержать в себе правила ЗОЖ.
1-й лепесток ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ.
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
Из какой сказки эти слова? Кто написал эту сказку?
Как вы думаете, какое правило ЗОЖ будет означать 1-й лепесток? (Правила гигиены)
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены. Какие правила личной гигиены вы знаете? (Умываться, чистить зубы, мыться и т. д.)
Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте
- А как часто надо мыть руки? Как вы думаете? (перед приёмом пищи, после прогулки, после посещения туалетной комнаты, и т. д.)
- А зачем нужно чистить зубы? (чтобы вычистить остатки пищи)
Если есть на зубах остатки пищи, то зубы портятся. Они быстро разрушаются. В них образуются дырочки, и зубы начинают сильно болеть.
Сейчас мы посмотрим фильм в котором Олеся расскажет, а Лера покажет как правильно чистить зубы
(Фильм «Как правильно чистить зубы»)
- Сколько раз в день нужно чистить зубы? (утром и вечером)
Ребята, а знаете ли вы предметы, которые помогают нам быть чистыми и аккуратными. Отгадайте загадки.
Его все гладят и купают,
А он худеет, будто тает.
Теряет форму, вид и вес
И, наконец, исчезнет весь.
Но он надёжный, наш дружище,
Общаясь с ним, мы станем чище.
(мыло)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка.
(полотенце)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расчёска)
Лишь утром ты откроешь рот,
Она уже работу ждёт.
И считает зубы нам,
По утрам и вечерам.
(зубная щётка)
Молодцы, ребята, и загадки вы отгадали и правила личной гигиены вы хорошо знаете.
Но иногда встречаются дети, которые не дружат с мылом и водицей, поэтому можно увидеть грязные уши, лица, руки.
(входит девочка чумазая)
Сценка про грязнулю.
- Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки
-Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.
- Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.
-Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел
- Девочка нужно руки тебе помыть.
- Юля ватку возьмёт
И носик ей потрёт.
- Настя мочалку возьмёт
И ладошки ей потрёт.
-Не трогайте ладошки
Они не будут белые
Они же загорелые.
- Давайте посмотрим на её руки.
А ладошки то отмылись.
Значит, это была грязь.
- Давайте девочку научим правильно мыть руки
- Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой, и вытереть насухо.
А хорошо ли быть грязнулей? Почему?
Никто не захочет дружить с грязнулей, грязные уши – плохо слышат, грязные руки могут привести к болезням живота, к появлению глистов в нашем организме.
И так, какое правило необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?
(выполнять правила личной гигиены)
Ребенок вывешивается 1-й лепесток.
2-й лепесток – РЕЖИМ ДНЯ
Народная пословица гласит:
слайд
«Соблюдай режим труда и быта, будет здоровье крепче гранита».
О чем пойдет сейчас речь? Как назовем 2-й лепесток? (режим дня)
Что такое режим дня?
Режим дня – это четкий распорядок дел, действий, которые вы совершаете
в течение дня в одно и тоже время.
Главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8 – 9 ч, кушали примерно в одно и то же время 4 - 5 раз в день. Очень важно, чтобы чередовали работу и учебу с отдыхом. Тогда организм ваш будет легко работать и вы будете чувствовать себя бодрыми и здоровыми.
А сейчас мы поиграем в игру - пантомиму – «Режим дня»
Я тихонько скажу на ушко задание. Вы покажите это задание без слов, только действиями. Вы должны отгадать и сказать, что я сказала. (мыть руки – лицо, зарядка, мыть пол, расчесываться, накрывать на стол, подмести пол).
И так, какое второе условие необходимо выполнять, чтобы быть здоровым? (выполнять режим дня)
(Ребенок вывешивается 2-й лепесток «Режим дня»)
3-й лепесток – (ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ)
Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
Физкультура даёт не только здоровье, но и красоту, потому что больной человек не может быть красивым.
Ребята, в свободное от уроков время надо обязательно заниматься спортом, играть в подвижные игры.
Ребята, а каким видом спорта вы любите заниматься? Какие виды спорта вы знаете? (показать картинки с видами спорта)
Итак, какое 3-е правило ЗОЖ (заниматься спортом и много двигаться)
Третий лепесток мы назовём физкультура и спорт.
Вывешивают 3-й лепесток.
4-й лепесток – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Народная мудрость гласит «Дерево держится своими корнями, а человек пищей»
Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь? (о питании)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться!
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть –
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
А кто мне скажет, что значит правильно питаться?
Для правильного питания необходимо есть в определённое время, чтобы появился аппетит, не нарушалось выделение желудочно-кишечного сока. Питаться надо не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3 –4 часа. Нельзя есть много сладкого, много жирной и жареной пищи, нужно исключить из своего питания сухарики, чипсы, газированные напитки. Питание должно быть разнообразным: мясо, рыба, яйца, молочные продукты, крупы и особенно полезны овощи и фрукты.
А почему в питании рекомендуют использовать много овощей и фруктов?
(в них много витаминов)
Витамины оказывают полезное влияние на наше здоровье.
Так витамин А очень полезен для зрения
(Слайд)
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет
Назовите, в каких продуктах много витамина А?
(Слайд)
Витамин В способствует хорошей работе сердца
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам
В каких продуктах присутствует витамин В?
(Слайд)
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
Если все же простудился, с помощью витамина С можно быстрее поправиться.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Назовите, в каких продуктах много витамина С?
(Слайд)
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить.
В каких продуктах присутствует витамин Д?
Игра с мячом «Полезно. Вредно»
Итак, какое 4-е условие надо выполнять, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)
Вывешивают 4-й лепесток.
5-й лепесток – ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Пятый лепесток расскажет нам о том, что может причинить вред нашему здоровью. Как вы думаете, что это? (это вредные привычки).
(Презентация «Полезные и вредные привычки»)
Итак, какое 5-е условие надо выполнять, чтобы быть здоровым? (не иметь вредных привычек)
Вывешивают 5-й лепесток.
Давайте представим, что мы с вами в лесу.
(Дети встают в круг)
Звуки природы
1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И. п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и. п. повторить 5-6 раз.
2. «Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан». Что это за дерево? Давайте изобразим.
И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз.
Вот мы вышли на поляну
3. «Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Музыка. Фильм о природе
А сейчас взгляните: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Давайте с вами мы поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
- Согласны?
- Так давайте начнем с самого простого способа сохранения нашего здоровья – с улыбки!
-Чтобы стало в нашем зале
И светлее, и теплей,
Ну – ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей.
- Действительно, от вашей улыбки в этом зале стало светлее и теплей. Вот так простая человеческая улыбка может совершить чудо
Самомассаж.
А сейчас поделимся своим теплом, своим хорошим настроением и улыбками друг с другом. А для этого мы сначала согреем наши ручки, потрём руки сильно-сильно, ладошки, каждый пальчик, а теперь скорее взялись за руки, делимся своим теплом. Почувствовали тепло? (да)
А теперь подарим наше тепло и улыбки друг другу, подуем с ладошек и улыбнёмся. (Дети садятся на свои места) (Музыка выключается)
Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому, кто рядом с нами. Только доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость. Добрым словом можно утешить. Есть такая пословица «Доброе слово лечит»
Кто скажет - что такое доброта?
Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них.
Ребята, попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок в своей жизни.
Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее, искреннее, только тогда мы будем счастливыми, радостными и здоровыми.
Ребята, я хочу добавить еще 2 лепестка – это радость и добро.
Вывешивается 6-й и 7-й лепесток. Без них цветок не будет полным.
Добавим середину цветка. Какой радостный получился цветок.
Посмотрите, ребята, все вместе мы создали цветок Здоровья, помогли мальчику Вите из сказки «Цветик – семицветик).
Назовите еще раз правила, которые помогут нам сберечь здоровье на многие годы. А что же разрушает наш организм и здоровье?
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Ребята, думаю, что все вы узнали для себя много полезного и сделать правильные выводы о том, как правильно себя вести в отношении своего здоровья и жить в радости.