Алия Воробьева
Конспект занятия по программе естественно-научной направленности «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Занятие № 25, дата 29.09.2022
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.
«Юный исследователь»
I Год обучения
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Продолжительность занятия 25 минут
Тема занятия : «Почва»
Публикация «Конспект занятия по программе естественно-научной направленности „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Тип занятия : освоение нового материала. Цель: дать детям представление о разновидности почвы, познакомить с жизнью ее обитателей.
Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам экспериментов. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Задачи:
1 Образовательная: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
2 Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
3 Воспитывающая: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;
поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Форма проведения занятия : комбинированное: рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, просмотр мультфильма.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Материал для занятия :
Проектор, ноутбук, из серии мультфильмов «Развлечёба» «Про почву» (ссылка на мультфильм) https://youtu.be/tC2yRV9O9Qw иллюстрации: почвенная среда, состав почты.
Для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, микроскоп, сухие листья, стаканчики с землёй, лопатки, контейнер, канцелярские принадлежности.
Ход занятия:
I Организационная часть.
1 Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое! (поднимаем руки верх)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок! (показывают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, Маленький цветок! (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (обнимают друг друга)
II. Основная часть
1. Повторение пройденного материала. Ребята на прошлом занятии мы с вами говорили о растениях, о строении растений, также говорили, что нужно для хорошего роста и урожая (ответы детей). Сегодня мы подробно поговорим о почве которая и дает жизнь всему живому на земле.
2. Изучение нового материала. Объявление темы.
Педагог: есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. - Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, и кто в ней живёт.
Просмотр мультфильма.
- Что же такое почва? (ответ детей)
Педагог: знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом
появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
Конечно же, вы правы, почва — это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не просто земля.
Под ногами у нас почва - это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как правильно её называют почву) толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши. И все это уйдет опять в землю. Как гласит народная пословица "Из земли пришли, в и землю уйдут".
- А что это значит ребята? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. - А кто знает, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).
Просмотр иллюстраций:
Черви, улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
- Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).
Просмотр иллюстраций со строением почвы.
- Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим и сделаем выводы с помощью экспериментов. Но сначала немного отдохнем.
3 Физ. минутка.
Вот зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Шире расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Влево, вправо.
Влево, вправо.
Получается на славу. Молодцы!
4 Закрепление изученного материала на практике.
4 Закрепление изученного материала на практике.
Одеваем специальную одежду (фартуки, нарукавник, шапочки)
Проведение техники безопасности.
ОПЫТ №1. Состав почвы. Рассмотрим почву через лупу и микроскоп. Что увидели? Корешки растений, сухие листья. Подтвердим данный вывод другим опытом.
Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавают корешки растений, кусочки листьев - это и есть перегной.
Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
ОПЫТ №2. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.
Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются вверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. - Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).
Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Почву поместим в контейнер, накроем крышкой, оставим не некоторое время, после чего видим, на крышке маленькие капли воды.
Вывод: по проведенному опыту мы видим, что в составе почвы есть и вода, а это значит там можно жить.
Педагог: почва даёт приют многим растениям и животным. Они хорошо уживаются все вместе, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время - осень, когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев в земле.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Дети вам понравилось занятие?
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
На этом наше занятие закончено вы молодцы, очень хорошо работали сегодня.