Татьяна Афанасьева
Занятие по правовому воспитанию «Знай свои права» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Знай свои права!"
Цель: обобщить знания детей о их правах и обязанностях.
Задачи:
1. Расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.
Публикация «Занятие по правовому воспитанию „Знай свои права“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
2. Развивать словарный запас речи (Конвенция, генеалогическое древо, здоровье, поликлиника, больница, свидетельство о рождении, согласная семья, педиатр, хирург, стоматолог, комплимент, отдых, досуг).
3. Развивать мышление, внимание, память.
4. Закреплять знание пословиц, стихотворений.
5. Воспитывать любовь к семье, толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.
Пособия:
Цветик-правоцветик на лепестках которого, изображены права; иллюстрации с изображением Конвенции, свидетельства о рождении, генеалогического древа, видов отдыха, сказок «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» и др. ; карточка с именами, карточки с буквами для составления имен; костюм врача.
Предварительная работа:
проектная деятельность: беседы, игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, занятия по изодеятельности о правах детей.
Ход занятия:
Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?» Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу. Кто вспомнит ее название? («Конвенция о правах ребенка») :
Эта книга не простая
Развернешь – как хороша
Где написано что можно
Где написано нельзя.
И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Переворачивая каждый лепесток, мы вспомним знакомое право и узнаем новое.
1 право
Перевернем 1 лепесток. Назовите право : каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество. Ребятки, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Таня, Вася, Коля, Миша. Что обозначают эти слова? (имена) А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Какой документ подтверждает это право?
Давайте поиграем в игру "Составь свое имя" (из букв или слогов дети составляют свои имена, прочитывают и говорят ласково).
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит.
Ребята, вы знаете, что каждое имя имеет своё значение. Что означают ваши имена? Дети рассказывают о значении своих имён : Аня – благодать, милость; Виктор – победитель и т. д.
Что еще кроме имени дается ребенку? (отчество, фамилия) Как присваивается отчество?
А откуда произошли фамилии? (от профессий, имен, зверей) Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки почтальона Печкина?
У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
- не дразниться;
- не придумывать клички;
- обращаться друг к другу вежливо, ласково;
- к взрослым обращаться по имени, отчеству.
Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
2 право
Перевернем 2 лепесток. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни! А кто еще помогает родителям воспитывать детей? А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой? Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Вспомним пословицы о семье:
«Без семьи- нет счастья»;
«Не нужен и клад, коли в семье лад»;
«Согласная семья – самая счастливая!» - гласят русские пословицы и поэтому в книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей». А что значит согласная семья?
Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
Давайте вспомним, как вы изображали свои семьи? (генеалогическое древо) Генеалогия - это сбор сведений о происхождении и родстве членов семьи.
А какие обязанности должны быть у детей в семье?
3 право
Перевернем 3 лепесток. Право на образование. Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития личности и выбора любимого дела. А где человек получает знания?
Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа» (с помощью фишек двух цветов дети делятся на две команды; воспитатель по очереди задает вопросы) :
1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?
2. Как называется школьный стол?
3. Как называются занятия в школе?
4. Кто ведет уроки?
5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?
6. Школьный урок, где позволяют громко петь?
7. Перерыв между уроками?
8. Сигнал на урок?
9. Какой отметки радуются ученики?
10. В нем школьники несут учебные принадлежности?
Вспомним пословицы о знаниях: Игра «Доскажи словечко» :
«Ученье – свет, а не ученье –. тьма»,
«Повторенье – мать. ученья»
«Учение - путь к. умению»
«У дружбы нет границ, а у знаний нет. дна»
«Без муки нет. науки»
«Лучше ученый, чем. золоченный»
Молодцы, все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы и у нас есть право получать эти знания.
Подведем итог игры. Команды получают призы.
Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это! На какие оценки нужно учиться в школе?
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
4 право
Откроем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь? Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу. А чем отличается поликлиника от больницы?
Давайте мы с вами посетим в поликлинике кабинет врача (в группе «Уголок врача»).
Врач (ребенок переодетый в халат врача и головной убор) : Здравствуйте дети! Как ваше здоровье? Вы не боитесь врачей? А врачей каких специальностей вы знаете? (педиатр, хирург и т. д.) :
Всем известно, что на свете
Без врачей прожить нельзя
Педиатры, терапевты
Няни сестры, фармацевты
Это все твои друзья.
Врач: Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?
И мы в д/с соблюдаем режим дня, закаляемся и занимаемся физкультурой:
Физкультминутка «Юные спортсмены» :
Любим спортом заниматься.
Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)
Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)
Метко вдаль его кидать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)
Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)
Ног своих совсем не жалко,
Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)
Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)
Врач: Мне понравились все ваши ответы. Вы бережно относитесь к своему здоровью:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье
Оно для долгого пути
Главнейшее условие.
5 право
Откроем 5 лепесток. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность.
Угадайте сказку? (Жихарка) Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Но какое же право нарушила Лиса? (Право Жихарки на жизнь и свободу.)
Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка», «Царевна лягушка», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Такие герои сказок как Волк, Лиса, Баба-Яга, Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный – это отрицательные герои или положительные? Какие поступки они совершали? Т. е. они совершали зло. Но в сказках всегда побеждает?
У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но всегда ли мы в д/с соблюдаем это право? Хорошо это или плохо? А что делают с тем человеком, который нарушает право другого человека? (наказывают) Наказание – это наказ на будущее, чтобы больше не совершать плохих поступков. А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов и никогда ни с кем не ссориться.
Игра «Скажи другу комплимент» (детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты). Комплименты – приятные слова, которые могут касаться личных качеств, внешности, настроения человека.
6 право
Откроем 6 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?
Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали. Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу? Что они делают в эти дни? Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в походы, в театры, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. В нашем городе для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Расскажите, в какие кружки, студии ходите вы? Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?
В народе говорят: «Делу время, а потехе час», «Сделал дело – гуляй смело». Что означают эти пословицы? Давайте их повторим.
Заключение
Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте еще раз назовем их. Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.
Как хорошо, что есть права
Закон нас строго защищает
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают
Чтоб нас никто не мог побить
Украсть, унизить и обидеть.
А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.