Евгения Быкова
Конспект занятия по познавательному развитию «Животные холодных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
по познавательному развитию
Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран
Программные задачи
Образовательные:
- формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;
- расширять и активизировать словарь детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Животные холодных стран“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие :
- развивать связную речь, слуховое внимание; наглядно-образное и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- коммуникативная;
- игровая;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы.
Предполагаемый результат:
-закрепление знаний у детей о животных холодных стран.
Предварительная работа:
- словарная (белый медведь, песец, клыки, рога, ласты, клюв, котик, льды, айсберг, добывать, реветь, рычать, быстроногий, ветвистые, птичий);
- чтение художественной литературы (сказка «Почему заяц зимой белый», рассказ В. Бианки «Тундра», «Снежная книга», «Маленькие рассказы. Моржиха», «Два белых, третий как снег»; рассказы Е. И. Чарушина «Рысь», «Заяц», «Северный олень», рассказы Ю. Дмитриева «Далеко на Север», ненецкая народная сказка «Песец и олень»);
- наглядность (рассматривание тематических картин)
-Беседа «Как животные приспособились к зиме».
- Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
- Рассматривание серии картин «Животные Севера».
- прослушивание аудио произведения («Умка»)
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- сопоставление;
- художественное слово
- физкультминутка.
Необходимый материал, оборудование:
Письмо во льду, глобус, презентация «Арктика», детский крем, емкости с водой, полотенце, картинки животных и картинки с частями тела, картинки животных и следы, макет и дополнительный атрибут для изготовления макета, животные жарких и холодных стран, снежинки.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята мне сегодня пришло необычное письмо, посмотрите. Какое оно? (ответы детей). А как вы думаете, от куда оно пришло? На обратной стороне загадка. Послушайте.
Там очень – очень холодно,
там всегда зима.
Там лежат холодные
вечные снега.
Там медведи белые
бродят круглый год.
Морж усатый медленно
в полынье плывет.
(Север)
Воспитатель: Вы хотите отправится в путешествие туда, где царство снега и льда и где всегда холодно, в Арктику? Но прежде, чем отправится в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место. Давайте подойдем к столу и найдем Арктику на глобусе (показ на глобусе Арктики). Она находиться на севере земного шара.
Ребята, а чтобы туда добраться, давайте возьмёмся за руки и произнесё м волшебные слова:
Раз, два, три
В Арктику лети. (звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в Артике. (на экране появляется картинка Арктика) Слайд 1
2.2 Беседа о климате Арктики.
Воспитатель: Арктика- одно из самых холодных мест в мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. (Слайд 2)Лишь в очень короткое время наступает лето, оно длится 2-3 недели. В полярной пустыни есть растительность- мхи и лишайники. (Слайд 3) Пол года в Арктике солнце не заходит за горизонт, светит и днем, и ночью. Это называется полярный день. (Слайд 4) Вторые пол года солнце не показывается из-за горизонта, и днем, и ночью темно. А это называется полярная ночь. (Слайд 5)А ещё в Артики есть такое красивое явление, как северное сияние. Северное сияние это красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же исчезающее. Оно происходит только в ясную морозную ночь, когда на улице очень холодно.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть северное сияние. (Слайд 6,7,8) Видео. (Слайд 8)
В Арктике очень холодно, но несмотря на такие суровые условия, в этих краях всё таки обитают животные.
2.3 Просмотр видеофильма «Животные Арктики»
Белый медведь – полярный медведь это самый крупный хищник Арктики. Чтобы выжить в таких условиях, ему приходится много охотиться. Шубка у медведя белая, на фоне снега его не видать, так ему проще подобраться к добычи. Шуба плотна, густая, защищает от мороза. Белые медведи охотятся на тюленей и моржей, ловят рыбу.
Северный олень – это прекрасное животное, может быть как диким так и домашним. Копыта оленя достаточно широкие, чтобы хорошо держаться на поверхности снега. А ещё между копытами растут мелкие шерстинки. Особенностью гордости оленя являются рога. Основным питаем этого представителя является ягель и лишайник.
Морж – моржи являются ластоногими животными и обладают достаточно большими размерами. У моржей имеются очень мощные клыки- бивни, они необходимы им для раскапывания морского дна, здесь животные добывают моллюсков. Моржи используют свои клыки и для защиты, потому что морж неуклюж и неповоротлив, а также и для нападения, ведь эти животные относятся к хищникам. Так же с помощью клыков морж может забираться на льдины. Моржи живут большими стаями.
Песец- песцы очень похожи на лис и повадки их, очень напоминают лис. Песцы очень подвижные и даже если они не охотятся то играют друг с другом. Живут зверьки в норах. Песцы хищники, они охотно разоряют гнёзда различных птиц. Ну и конечно песец ни когда не откажется полакомится рыбкой из проруби.
Тюлень- у них круглая усатая голова и круглые глаза, а вместо лап- ласты. Обитают тюлени в Арктическом регионе очень давно. Встречаются в морях которые вливаются в северный ледовитый океан и держатся преимущественно недалеко от берега, но всё равно большую часть времени проводят в воде. Конечности животного заканчиваются ластами, с хорошо развитыми крупными когтями. Спина и бока тёмные в пятнах, а живот светлый. Передвигаются тюлени отталкиваясь ластами от земли, извиваясь всем телом. Передвигаются по земле тюлени очень тяжело, но зато в вое они плавают не хуже рыб. Питаются рыбой, моллюсками, креветками. Тюлень может набрать воздух и находится под водой 1,5 часа.
Полярная сова- самая крупная птица. Тонкий слух, превосходное зрение, поразительная подвижность шее, мощные ноги с острыми когтями, маскировочная окраска и главное оружие, абсолютное бесшумное перемещение. Белая сова активный хищник, основа её питания составляет мышевидные грызуны, в первую очередь леменги. Сова не охотится в близи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что в Арктике очень холодно. Как приспособились животные Арктики к большим холодам? Почему они не замерзают? (Толстый слой жира, густая шерсть)
2.4 Опыт «Защитные свойства жира у животных Арктики»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами проверим, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.
Дети проводят опыт
Воспитатель: В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед.
Вывод: Рука смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
2.5 Физминутка «Кто на Севере живёт»
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, что же вы знаете о животных Арктики.
2.6 Игра «Найди части тела животного» работа в парах.
На столе лежат животные и их части тела. Нужно взять часть тела и найти к какому животному оно подходит и рассказать.
2.7 Игра «Угадай, чьи следы»
Воспитатель. Посмотрите на доску. Сейчас мы проверим какие вы внимательные. На доске висят следы животных и животные, вы должны соединить след с животным к которому относится.
Воспитатель: Молодцы ребята! Пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте все возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Раз, два, три
В детский сад лети.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В память о нашем путешествие, давайте мы с вами изготовим макет Арктики. Давайте подойдём к столу. Посмотрите здесь приготовлены заготовки, нам нужно его сделать. Чего много в Артике? (Ответы детейснега, глыбы льда, океан). Ребята, скажите, из чего мы можем сделать океан? (Голубая ткань). Кладите ткань, это наш океан. Что ещё есть в Артике? (снег) Из чего мы можем сделать снег? (Вата). Что плавает в океане? (Льдины). Кладите льдины в океан. Когда сугробы снега утрамбовываются, во что они превращаются? (Глыбы льда). А сейчас давайте расселим животных как вам нравится. Вспомните, какие животные живут в Артике?
2.8 Игра «Найди лишних животных»
Правильно, возьмите животных и расселите их как вы хотите.
Воспитатель: А у меня есть ещё вот такие снежинки, если вам понравилось наше путешествие, возьмите пушистую снежинку и украсьте наш готовый макет, а если у вас возникли какие то трудности- возьмите маленькую снежинку и положите на макет.
3.0 Рефлексия «Снежинки»
Воспитатель:Спасибо, ребята. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.