Дина Суйналиева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Соль на столе».
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.
2. Развивать краеведческую любознательность; формировать познавательный интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
4. Закреплять знания детей о других полезных ископаемых Астраханской области.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: „Соль на столе“,» размещена в разделах
Солонки с солью, стакан с водой на каждого ребенка, салфетки, ложки, палочки на каждого ребенка, тарелка супа без соли, каравай хлеба и соль, письмо от Подземного царя, плакат «Для чего нужна соль», шапочки для участников сценки-сказки «Кто самый полезный», видеофильм «Озеро Баскунчак» (видеосюжет на 3 мин.)
Предварительная работа. Занятия по темам :
1.«Мой город»
2.«Моя область. Путешествие по реке Волге»
3.«Наши подземные богатства»
3.1.«Песок и глина»
3.2.«А у нас в квартире газ»
Беседы на темы: «откуда берется бензин» и «для чего нужна сера».
Ход занятия:
Дети заходят вместе в воспитателем в зал. Тут появляется Боровичок с письмом: «Здравствуйте, дети! Я принес вам письмо от Подземного царя».
Воспитатель: от Подземного царя? Ну и ну! Оказывается чудеса бывают не только в сказке (читает письмо).
- «Дорогие дети! Сам прийти к вам не могу. Глаза от света болят, никак не могу привыкнуть к солнцу, потому что у меня под землей так хорошо –темно, прохладно. Люблю я своё царство. Но мне стало обидно. Все люди пользуются моими богатствами, добывают полезные ископаемые, а про меня забыли. Многие ходят по крыше моего подземного дома и даже не задумываются о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются: то пыльно, то грязно! Вот я и хочу о себе напомнить! 1) Отведайте супа и скажите- чего не хватает в нем? 2) Почему про это вещество говорят: «В воде родится, а воды боится»? 3) Какие ещё полезные ископаемые вы знаете? Вместе с письмом посылаю посылаю к вам своего помощника Боровичка. Он внимательно всё послушает, запишет и передаст мне. И если к 11 часам вы выполните все мои задания, то будет вам вкусный- превкусный обед! Подземный царь».
Воспитатель: ну, что- же, ребята! Хотите вкусного обеда? Тогда за работу: 1) мы должны отведать суп (предлагает детям взять ложки и попробовать суп). Чего не хватает в нем?
- Правильно, соли. А какой суп на вкус?
- А давайте мы его посолим (воспитатель солит). Попробуйте ещё раз. Теперь суп стал вкусным (дети сами определяют вкус).
Воспитатель: пройдите на свои места, рассаживайтесь. Уберите салфетки.
- Что у вас на столе? Соль. А как вы узнали, что это соль? Докажите. Попробуйте, действительно ли это соль? (пробуют на язык). Какая она на вкус? (соленая) Ребята, а вы отдельно, одну только соль кушаете? (нет) Верно, соль отдельно не поешь. Но и без неё не обойтись. В этом мы только что убедились сами: в суп не положили и он уже не вкусный. Значит, соль кладут в суп. Ещё куда? (в кашу, в тесто, когда пекут хлеб) А где ещё используют соль? (ответы детей)
Воспитатель вывешивает плакат и подводит небольшой итог (демонстрации) :
- Соль кладут в пищу : и в суп, и в кашу, и в тесто, когда пекут хлеб. Без соли не обойтись при приготовлении консервов, солений, вяленых продуктов- рыбы, например. Соль нужна для вашего роста, для здоровья человека.
Затем воспитатель показывает каравай с солью и говорит : «у нас на Руси есть обычай: встречать гостей хлебом и солью. Поэтому и говорят гостеприимный человек- значит хлебосольный».
- Ребята, а вы знаете где и как появляется соль? (нет) Тогда внимательно смотрите и слушайте (видеосюжет про оз. Баскунчак).
- На севере нашей области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает. Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше её добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной- солекомбайном. На соляном заводе «Бассоль» её красиво упаковывают и вывозят в другие города. Вот какие богатства имеются на севере нашей области. Эти места охраняются, здесь второй заповедник нашей области.
- Ребята, вы наверное устали. Давайте разомнемся. Все выходят на музыкальную разминку (музыкальное сопровождение)
- 2) про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». Как вы думаете, почему так говорят? Мы ведь видели, как она образуется в озере, в воде и почему она воды боится? Что нужно сделать, чтобы узнать? (если дети сам-но не решат проблему, предложить им бросить соль в воду).
- А давайте бросим её в воду. Что с ней стало? Что произошло? (растворилась) вот поэтому и говорят, что соль в воде родится, а воды боится.
- Теперь, ребята, осталось 3-е задание Подземного царя. (зачитываю 3)
- Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? (глина, песок, нефть, газ, сера, лечебные грязи).
- Правильно, Астраханский край богат полезными ископаемыми. Сегодня мы познакомились ещё с одним из низ : солью. Все они очень нужны человеку.
Сценка- сказка «Кто самый полезный?»
Воспитатель: Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
Соль : я- соль Земли. Без меня на земле каши не сваришь.
Газ : А на чем варить будешь? Без топлива- природного газа- в этом деле не обойдешься.
Сера : А чем огонь разожжёте? Без меня- серы- ни одна спичка не загорится.
Нефть : И ещё крупу привезти. Здесь нужна нефть, иначе, откуда же взяться бензину?
Песок : Я- песок. И между прочим, обо мне тоже не следует забывать. Из мея изготавливают посуду тонкую, нежно-белую и звонкую, получают с давних пор, называется фарфор.
Глина : А глиняная посуда чем плоха? Молоко для каши в моём кувшине самое свежее и вкусное. Без глины человеку не обойтись.
Воспитатель: А разве может быть полезной грязь?
Лечебная грязь: Ещё как может, если она лечебная. Наша местность содержит в озерах очень много лечебной грязи. Недалеко от г. Астрахань озеро Тинаки содержит очень ценные лечебные грязи, поэтому на его берегах создали лечебный курорт. Поправить свое здоровье сюда приезжают со всей нашей страны- России.
Воспитатель (итог занятия) :
- Человек активно использует полезные ископаемые. Но они не бесконечны, с каждым годом их запасы уменьшаются, когда-нибудь они могут закончиться. Как нужно их использовать?
- Нужно бережно и внимательно относиться к тому, что нам даровано природой. Экономно использовать её богатства!
- Вот мы и выполнили все задания Подземного царя.
Воспитатель обращается к Боровичку: Ты всё записал, Боровичок? Тогда беги, скоро уже 11 часов (смотрит на часы). Поторопись, а то не будет нам вкусного обеда. (Боровичок прощается и убегает)
Воспитатель обращается к детям: А мы, дети, сейчас пойдем на прогулку и нагуляем себе аппетит. (организованный выход из зала под музыку).