Наталия Фирсанова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весенние хлопоты птиц и зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Весенние хлопоты птиц и зверей»
Цель:
- развитие умения узнавать и называть времена года; выделять признаки весны (солнышко греет, набухают почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые)
- закрепить знание детей о жизни животных и птиц в весенний период.
Задачи:
- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природе;
- закрепить знания детей о перелётных птицах; животных;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Весенние хлопоты птиц и зверей“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе, к птицам и животным.
Материал и оборудование: картины перелётных птиц (грач, соловей, скворец, ласточка); игрушки - медведь, ежик, заяц; угощение для зверей – гриб, морковь, бочка меда; Д/и «Угадай по силуэту»; мяч
Ход занятия:
Организационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Доброе утро всем! Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. И мы начинаем с вами наше занятие.
Основная часть
Вот и наступила долгожданная весна. Прошли морозы, метели и бураны, которые были зимой.
А как стала меняться погода весной?
Ответ детей (выглянуло солнышко, стал таять снег, появились первые проталины, зазвенели ручейки)
Ребята, посмотрите в окно - какая там погода? (солнечная)
А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
Послушайте стихотворение о весне:
Пришла весна - красна и вот
Свои подарки раздает:
Лесным деревьям и зверям,
Пушисто-белым облакам.
Кому-то листья и траву,
Кому-то неба синеву,
Кому-то звонкую капель,
Кому-то птиц веселых трель,
Кому-то шубки поменяет,
Кого-то ветром приласкает
И теплым солнечным лучом
И первым ласковым цветком.
Ребята, кто радуется приходу весны? (звери и птицы)
Птицы прилетели из теплых стран, они весело чирикают и радуются весне.
- А вы знаете, какие птицы к нам прилетают? (скворцы, грачи, ласточки, соловьи.)
- А теперь отгадайте загадки о перелётных птицах :
1) На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и летчик и певец. (Скворец)
Скворец - красивая черная птица, с белыми мелкими пятнышками по всему телу. Селится он в старых дуплах деревьев или в скворечниках, которые развесили для них люди.
2) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводят трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? (Соловей)
Соловей - немного крупнее воробья, сверху буровато - коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Соловьи прилетают к нам только в мае, а начинают петь через 3-5 дней после прилёта, когда деревья и кустарники полностью покроются листвой. Гнездо устраивают обычно на земле у корней кустарников или древесной поросли.
3) Черный, проворный,
Кричит: "Крак"
Червякам – враг (Грач)
Грач - черная птица, его черное оперенье отливает синим или фиолетовым. Клюв длинный и тонкий, с возрастом перья у основания клюва грача выпадают, обнажая осветленную кожу на подбородке, возле щёк и вокруг клюва. И из-за этого старых грачей зовут белоносые. Живут грачи большими семьями и гнёзда строят высоко на деревьях.
4) Угадайте, что за птичка
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (Ласточка)
Ласточка - небольшая сине - стального цвета птичка, с белой грудкой. Из-за её раздвоенного хвоста и острых крыльев ласточку нельзя спутать с никакой другой птицей. Ласточки строят свои гнезда в местах, не досягаемых для дождя (под мостами, под карнизами домов, а также нависающих скалах и каменных пещерах). Большую часть жизни они проводят в воздухе, и могу спуститься на землю ради добычи материала для постройки гнезда.
Физкультминутка:
Чёрные грачи летели, (машут руками)
На лужайку тихо сели (сели)
Походили, поклевали (шаги на месте, пальчиком стучат по ладошке)
Снова полетели (машут руками)
Игра "У кого какой птенец"?
(Дети становятся в круг, а воспитатель бросает мяч по очереди)
У грача - грачонок
У скворца - скворчонок
У соловья - соловьёнок
У аиста - аистёнок
У кукушки - кукушонок.
Ребята про птиц мы поговорили, а сейчас я хочу пригласить вас в лес, и посмотреть, как готовятся к весне лесные жители. Весной у них много забот в лесу. У многих лесных жителей весной рождаются детёныши. В лесу еще прохладно и чтобы мы с вами не замерзли, давайте оденемся потеплее.
Игра: Одеваемся на прогулку.
Ребята вы готовы? Тогда в путь
Мы идем в весенний лес
Сколько ждет нас там чудес
Справа елочка стоит
Слева мишка еще спит
Мы гостинцы всем несем
В лес весенний мы идем.
Посмотрите, куда это мы с вами пришли. Кто здесь живёт, кто нас в гости ждет. Пойдем те посмотрим, кто там прячется от нас. А чтобы узнать нужно, отгадать загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток не одной.
Кто это? (Ёжик)
- Как зовут детёнышей у ёжика?
Дети: Ежата.
Воспитатель: Как называется домик, в котором живет ежик?
Дети: Нора.
Воспитатель: Что любят кушать ежи?
Дети: мышей, насекомых.
Воспитатель: Какие части тела у него есть?
Дети: голова, лапы, туловище, глаза, нос, уши.
Воспитатель: Что делают ёжики зимой?
Дети: Спят.
Воспитатель: В какое время года они просыпаются?
Дети: Весной.
Воспитатель: Что он умеет делать?
Дети: Собирать грибы.
Воспитатель: Ёжик умеет фыркать. Давайте превратимся в ежат и пофыркаем. Наши весёлые ежата любят играть весёлую игру.
Пальчиковая игра: «Два ежа»
Шли по лесу два ежа поочередно шлёпать ладонями по коленям
Шли спокойно, не спеша
На спине иголки резкими движениями растопыривать пальцы и
Острые и колкие прятать их в кулак
Чуть шуршали листьями круговые движения ладошкой по ладошке
Травкой зубки чистили указательным пальцем одной руки имитировать
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если ёжика погладить рукой?
Дети: Можно уколоть себе руку.
Воспитатель: Как вы считаете, ёжику будет лучше жить в лесу или в детском саду?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Ёжик – житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу. Давайте ребята угостим ёжат грибочками, которые мы взяли собой. Наша прогулка по весеннему лесу продолжается. Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса. Как вы думаете, кто здесь живет, и ребяток ждёт.
Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников … Кто это?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Какие части тела у него есть?
Дети: Уши, туловище, нос, глаза, лапы, голова.
Воспитатель: Какого цвета шерсть у зайца весной?
Дети: Серая.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: корой от деревьев.
Воспитатель: Кто детёныши у зайки?
Дети: Зайчата.
Воспитатель: Что он умеет делать?
Дети: Прыгать, заботятся о своих детёнышах.
Воспитатель: Ребята, а давайте угостим нашего зайчика морковкой. Идем дальше ребята. Вы слышите, какое - то страшное рычание.
Звучит фрагмент «Рычание медведя»
- Кто же это нас зовёт? Кто же громко так ревёт. Кто это?
Дети: медведь.
Воспитатель:
Медвежонок косолапый,
Прососал всю зиму лапу.
Просыпайся поскорей,
Выходи - ка из дверей,
Хватит спать тебе в берлоге,
Глянь, весна уж на пороге
- Какие части тела у него есть?
Дети: Туловище, нос, рот, лапы, глаза.
Воспитатель: Что делал мишка всю зиму?
Дети: Спал.
Воспитатель: В какое время года он проснулся?
Дети: Весной.
Воспитатель: Как зовут детёнышей у медведя?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: Ребята, а давайте угостим нашего мишку медом. Наш мишка предлагает поиграть в интересную игру:
Проводится дидактическое упражнение "Угадай по силуэту".
Рефлексия
- Вот и подошла наша прогулка к завершению нам пора возвращаться в группу.
- Какое время года (весна) Каких животных мы с вами встретили (заяц, медведь, ёжик)
- Это, какие животные? (Дикие)
- А какие птицы к нам прилетают из теплых краев весной (ласточка, скворец, грач). О каких птицах мы сегодня говорили? (о перелетных) В какое время года они прилетают? (весной) Как люди готовятся к прилеты птиц? (строят скворечники)