Ирина Кокора
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «О чем рассказывают камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор занятия: Кокора И. Я. воспитатель первой квалификационной категории МО МБДОУ №195 «Казачок» г. Краснодар
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, особенностями.
Задачи:
• Выяснить природу возникновения камня.
• Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, украшения и т. д.).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „О чем рассказывают камни“» размещена в разделах
• Научить различать виды камней по внешним их признакам: цвет (голубой, синий, черный, серый и т. д.);форма (круглый, овальный, прямоугольный и т. д.);размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, шероховатая);вес (легкий, тяжелый); плавучесть –тонет в воде.
• Закрепить свойства камня.
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
• Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
• Вызвать положительные эмоции в открытие полученных опытов.
• Воспитывать бережное отношение к природным материалом.
• Продолжать воспитывать желание познавать природу родного края.
Оборудование
• Материалы для опытов: камни разных видов, лупы с 3,4,7 увеличением, емкость с водой, весы игрушечные; салфетки.
• «Чудесный мешочек»;
• Таблички с названиями опытов;
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней; презентация «Удивительный мир камней»; рассматривание фотографий самоцветов, иллюстраций; беседа с детьми о горах, о профессии – геолог; чтение П. П. Бажова «Каменный цветок».
Обогащение словаря : искусственный, шероховатый, гладкий, галька, туф, облицовка, слюда, гранит, плотный.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, если вы, правильно назовете предмет, который лежит у меня в мешочке, то сегодня мы отправимся в «Научную лабораторию», где вы станете –ученными.
Д/и «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют предмет в мешочке.
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Да, вы правильно определили. Сегодня мы будем говорить о камнях. И мы
отправляемся в нашу «Научную лабораторию».
Дети проходят к столам, где лежат подносы с камнями.
Воспитатель: Ребята, вы будете исследовать разные камни. Итак, начнем наши опыты.
Опыт№ 1 «Определение цвета и формы»
Воспитатель: Самыми первыми будут работать наши глаза. Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни.
Дети осматривают камни.
Воспитатель: Камни одинакового цвета? Какой формы?
Ответы детей: камни разного цвета (серый, черный, прозрачный, розовый, голубой, синий и т. д.); разной формы (овальные, прямоугольные, круглые).
Воспитатель: Правильно, камни бывают разного цвета и формы. Переходим к другому опыту.
Опыт№2 «Определение размера»
Воспитатель: Ребята, посмотрите все камни одинакового размера?
Дети определяют размер камней.
Ответы детей: нет
Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний.
Дети определяют и показывают самый большой, самый маленький, средний камень.
Воспитатель: Камни бывают разных размеров. Продолжаем наши опыты и переходим к следующему.
Опыт№3 «Определение поверхности»
Воспитатель: Ребята, вы сейчас по очереди погладите каждый камушек.
Дети определяют поверхность камней.
Воспитатель: Поверхность камней одинаковая или разная? Какая?
Дети делятся своими открытиями.
Дети: Камни гладкие и шершавые.
Воспитатель: Правильно, ребята. Камень может быть и гладким,и шероховатым.
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть, потому что исследовать камни, очень сложная работа.
Физминутка: «Гора»
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять.
Воспитатель: Чтобы еще лучше рассмотреть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Переходим к другому опыту.
Опыт №4 «Рассматривание камней через лупу»
Воспитатель: Ребята берите в руки лупу и начинайте рассматривать камни.
Дети рассматривают внимательно камни.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Дети: Кружочки, линии, узоры, ямочки, дорожки и т. д.
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети. А мы продолжаем опыты и переходим к следующему опыту.
Опыт № 5 «Определение веса»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоят весы. Что делают весами?
Дети: Взвешивают.
Воспитатель: Правильно взвешивают. Мы сейчас с вами будем взвешивать камни и определять какие камни тяжелые, какие легкие.
Воспитатель показывает и объясняет как правильно проводить опыт (чаша с камнем внизу- тяжелый по весу; чаша с камнем вверху- легкий по весу).
Дети по очереди взвешивают камни, определяют вес камней.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно определили вес камней. Камни по весу бывают легкими и тяжелыми. Продолжаем опыты.
Опыт №6 «Плавучесть»
Воспитатель: Ребята,если камень положить в воду, что произойдет?
Доводы детей.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем истину! Я опускаю камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает?
Дети: тонет.
Воспитатель: А теперь, возьмите камни и по очереди опустите их в воду.
Дети опускают по очереди камни в воду и ведут наблюдение. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления.
Воспитатель: Посмотрите, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду?
Дети: Цвет камня стал очень ярким!
Воспитатель: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные. И в воде изменяют цвет, становится более ярким.
Воспитатель: Ребята, в нашей «Научной лаборатории» исследования над камнями завершились. Вам понравились камни, наши опыты? Скажите, о чем нам сегодня рассказали камни?
Ответы детей: Камни бывают разных размеров; поверхность камней гладкая и шероховатая; камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные; камни разных цветов и разной формы; камни легкие и тяжелые по весу; камни в воде становятся яркими.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы запомнили свойства камней, их особенности. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Все, что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям.