Марина Сербина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Портрет Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Сербина М. А.
2022 уч. год
Тема занятия : «Портрет земли» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», образовательная область «Физическое развитие»,
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Портрет Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Образовательные задачи: Продолжать знакомить с глобусом и географической картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (озеро, река, город и т. п.). Учить находить на карте Каспийское море, Кавказские горы, город Махачкала. Дать представление о главных географических направлениях (восток, запад, север, юг). Пополнить знания о местах обитания разнообразных живых организмов.
Развивающие задачи : Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления.
Воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к планете Земля
Словарная работа: глобус, карта, север, юг, восток, запад, модель, суша, полушария, компас, 1/4 часть суши,
Материал и оборудование. Глобус, физическая карта полушарий, карта материков; карточки с буквами (по 2 одинаковых, 4 карточки для раскрашивания (горы; моря и реки; пустыни; леса); на каждого ребенка - бумажный круг («модель земного шара», ножницы, цветные карандаши. Проектор и экран. Плакат на тему «Охрана пресной воды», материалы для игры «Очистим озеро от мусора», шапочки для инсценировки «Спор карты и глобуса», вырезанные животные для игры «Рассели животных на карте»
Предварительная работа. Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; занятие по математике (деление целого на части); дидактические игры «Найди предмет», «Найди место на карте», «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов-карт: групповой комнаты, раздевалки и т. п.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей любимой планете Земля. Послушайте стихотворение.
Ребё нок: Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(на экране показывается планета Земля из космоса)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот какой наша планета выглядит из космоса. Земля, на которой мы живём, - это гигантский шар. А это модель нашей Земли, только уменьшенная во много – много раз. (Показывает глобус.)
-Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода-моря, океаны, реки и т. п.)
-Какие еще цвета вы видите? (Зеленый, желтый, коричневый, белый.)
- Что обозначают эти цвета? (Коричневый- горы, желтый- пустыни и т. п.) - Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.)
- Как вы думаете, что это значит? (На нашей планете больше всего воды.)
В древности люди назвали свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы представить это, возьмите «модель земного шара» и вырежьте ножницами 1/4 часть.
(Дети выполняют задание.)
- Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине. Чего больше? (Воды.)
- а как вы думаете, человек может жить без воды? (Ответы детей.)
- Кому еще нужна вода? (Растениям, животным - всему живому на Земле.)
- Как вы думаете, можно ли пить воду из моря или океана или поливать ею растения? Почему? (Нельзя, потому что она соленая.)
- Какую воду можно пить? (Пресную.)
- Вопрос: откуда берут пресную воду? (Из рек, озер, родников и т. п.)
Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды - в океанах или реках и озерах? (В океанах больше.) Вы заметили, ребята, что пресной воды на земле не так много, поэтому ее нужно…. беречь. А как нужно беречь воду? (закрывать краны, не бросать в реки мусор, напрасно не лить воду, не мыть в реках машины) (рассматривание плаката «Охрана пресной воды»)
Воспитатель: Молодцы. Вы знаете, как нужно беречь воду. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы очистить озеро от мусора. обратите внимание, сколько мусора в этом озере. Давайте мы его очистим от мусора.
(игра «Очистим озеро от мусора»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, я уверена, что вы будете настоящими жителями планеты Земля. Когда мы рассматриваем глобус, мы видим только часть Земли. А на карте мы видим всю Землю.
(показывает физическую карту мира.)
- Зачем же людям и карта, и глобус? Давайте посмотрим.
(инсценировка «Спор карты с глобусом»)
«Однажды поспорили карта и глобус.
- Глобус. Я лучше тебя, ведь я - точная модель Земли.
Карта. Зато на мне все сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку.
- Глобус. Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.
- Карта. Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезешь».
Воспитатель. Ребята, давайте помирим глобус и карту.
- Кому нужна карта? (Морякам, летчикам, геологам….)
- А глобус? (Школьникам; всем, кто изучает планету Земля.)
Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них нужнее? (И карта, и глобус нужны людям.)
(Стук в дверь. Заходит Незнайка, оглядывается рассматривает помещение, видит карту, подходит к ней)
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Куда же я попал?
Дети: В детский сад.
Незнайка: Как хорошо, значит, вы мне можете помочь.
Воспитатель: Незнайка, что случилось?
Незнайка: Я собрался в путешествие, но не знаю, куда идти и что с собой взять. Вот, я взял с собой самые необходимые вещи
( показывает содержимое своей сумки: игрушка, конфеты, телефон)
Воспитатель: Незнайка, разве ты не знаешь, что, собираясь в путешествие, ты должен взять с собой карту и компас?
Незнайка: А разве это нужно?
Воспитатель: Конечно. Присаживайся рядом с нами, и внимательно слушай.
(Работа с картой)
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что вода на карте обозначена голубым цветом, горы – коричневым, леса – зеленым, пустыня – желтым. Сейчас я проверю, как вы это запомнили. Перед вами карточки, на которых с левой стороны нарисованы горы, реки, пустыни. леса, а с правой - квадратики, которые вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия Например: изображены горы – квадратик вы закрашиваете коричневым цветом и т. д
Прошу закрасить ее в соответствии с тем, что на ней изображено. (Дети вы-полняют задание.) Проверим, все ли правильно выполнили задание. (Показывает карточки, дети проверяют.)
Ребята, для путешествия одной карты мало. Это раньше путешественники ориентировались по звёздам, по солнцу, по своим картам. Но в наше время в путешествие необходимо взять компас. (показывает компас) Стрелка компаса всегда точно указывает, где Север. Вот здесь, ребята – юг, здесь – восток, а здесь – запад (показывает)
Воспитатель. Давайте оживим нашу карту
(Игра «Рассели животных на карте»)
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, все сделали правильно.
- А в каком городе мы живем?
- Как нам легче найти наш город на карте?
- Правильно, сначала нужно найти Каспийское море, Кавказские горы.
- Кто покажет, где находятся Кавказские горы?
- Кто покажет Каспийское море на карте?
- Ребята, наш город находится на побережье Каспийского моря. Сейчас, я вам покажу, где он находится (показывает, рисует маркером флажок)
- Незнайка, теперь тебе всё понятно?
Незнайка: Теперь я понял, что перед путешествием нужно изучить карту, знать все обозначения, уметь пользоваться компасом. Большое вам спасибо, вы меня многому научили. А самое главное, я усвоил, что я должен беречь планету. Я думаю, что вы тоже будете бережно относиться к воде, растениям, животным.
Воспитатель: Незнайка, прими в подарок этот компас и карту, которая поможет тебе в путешествии.
Незнайка: Спасибо, до свидания (прощается, уходит)
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.