Ольга Быкова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Продолжать расширять знания детей о хлебе, хлебобулочных продуктах. Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений. Дифференциация злаковых культур. Обогащение словарного запаса – ввод новой лексики (жатва, комбайнер, серп, коса, плуг, соха.)
Дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках. Расширить представление о труде крестьянина на Руси.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи, пшеницы, овса
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
А теперь вспомним правила красивой речи:
Дети по очереди произносят правила (Сначала подумай, потом говори, когда мы говорим, мы выделяем гласные, делаем паузы)
Я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать. К нам в группу доставили посылку. Давайте откроем коробку (достаем чемодан с марками) и посмотрим, что внутри. Ребята достают из чемодана буханку хлеба и колосок.
Дети озвучивают свои варианты
Воспитатель: Поможем совершить путешествие колоску и превратим его в теплый пышный, румяный хлеб? С давних времен хлеб был символом благополучия и достатка. На Руси всегда очень бережно относились к хлебу Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Воспитатель раздает карточки-мнемотаблицы с пословицами и поговорками. Каждый показывает изображение и проговаривает:
«Хлеб всему голова»
«Много света- много хлеба»
«Будет хлеб-будет и обед»
«Будет хлеб-будет и песня»
«Без хлеба и медом сыт не будешь»
Воспитатель: Рассмотрите колосок, какой он?
Ребята: пузатый, колючий, хрупкий, в нем много зернышек
Давайте попробуем определить, что это за злак был в коробочке?
Ребята подходят к столику, где разложены:
1. колосья ржи, пшеницы, овса
2. Картинки строения колоска ржи, пшеницы, овса.
3. В вазах стоят колоски ржи, овса и пшеницы.
Воспитатель: Чем отличаются колоски?
Дети: Колосок пшеницы без усиков, а колос ржи с усами. Пшеница растет на одном стебле, а у овса много веточек….
У овса метелка, а у пшеницы колосок.
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с чего начинается путешествие зернышка пшеницы весной? Воспитатель берет контейнер с черной рыхлой землей.
Ребенок: Весной, солнышко пригревает, земля сохнет. В поле выходит трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Воспитатель: Молодец. И начинается второй этап «Посев». Кто нам о нем расскажет? Воспитатель передает ребенку сосуд с зернами пшеницы.
Ребенок: В подготовленную почву сажают зерна (злаки)
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в зернышки. Физкультминутка:
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Молодцы! Воспитатель берет пророщенную пшеницу, показывает зеленые всходы. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (Показывает зрелые колоски, картинки пшеничного поля) Начинается сбор урожая. Как мы называем этот процесс?
Ребенок: Сбор урожая называют жатва.
Ребенок: На поле выходят зерноуборочные комбайны. Они срезают и обмолачивают колосья, а солому складывают в копны.
Как можно использовать копны сена?
Ребенок: Копны сена используют как подстилку для коров, лошадей, как корм
Воспитатель: Хорошо. Кто работает на комбайне?
Ребенок: На комбайне работает комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины
Воспитатель: Зерно собрали. Куда оно отправляется? Воспитатель показывает мельницу.
Ребенок: Зерно везут на мельницу.
Воспитатель: Какие раньше были мельницы?
Ребенок: В древние времена мельницы были ветряные и водяные. Сейчас муку мелют на мукомольном заводе.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. (Воспитатель показывает муку в тарелке) Беседа с ребятами в чем разница между пшеничной и ржаной мукой.
Ребята, а куда потом отправляется мука?
Воспитатель: Какая мука получается из пшеницы?
Дети: Из пшеницы получается пшеничная мука, белая
Воспитатель: А изо ржи?
Дети: Из ржи получают ржаную муку, темную
Ребенок: Мука отправляется на хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны. Что нужно добавить к муке для получения теста?
Ответы ребят: Добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, молоко, масло. Дети называют ингредиент берут соответствующую картинку и крепят к фланелеграфу.
Воспитатель: А давайте и мы с вами отдохнем и замесим тесто для каравая, вставайте в круг. Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
- Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто).
А из теста мы слепили (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи (руки вытягиваем ладонями к верху).
Очень вкусно! (гладим живот)
Игра с табличками : «Хлеб какой?»
- по вкусу - сладкий, вкусный, хрустящий
- по запаху: пахучий, душистый, ароматный.
- на ощупь: свежий, черствый, пышный, твердый…
Игра «Цепочка». Детям выдаются карточки с иллюстрациями этапов создания хлеба. Детям предлагается встать в нужной последовательности согласно иллюстрации. Каждый описывает свою последовательность выращивания хлеба.
Стихотворение по мнемотаблице:
«Вот он хлебушек душистый.»
Воспитатель: Вы большие молодцы.! Помогли превратиться колоску в тесто. А сейчас мы с вами возьмем тесто и каждый превратится в пекаря и испечет изделие на свой вкус. Ребята что можно испечь? Воспитатель достает тесто, одевает шапочки повара.
Ребята: Булочки, калачи, кексы, баранки, бублики, крендель
Воспитатель: как это все одним словом можно назвать? Воспитатель держит корзинку с хлебобулочными изделиями.
Ребенок: Это хлебобулочные изделия.
Воспитатель Дорогие ребята! Я думаю, что вы много узнали о том, какой долгий путь проходит пшеничное зернышко, прежде чем превратиться во вкусное изделие. На прощанье я хочу пожелать вам и нашим гостям: пусть хлеб и благополучие всегда будет на вашем столе и вашем доме.