Марина Ивановна Макарова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ «Новый год у ворот»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения Деда Мороза, его костюмом, образом жизни.
Задачи.
- воспитывать уважительное отношение к русской традиции встречи Нового года;
- расширять кругозор воспитанников;
- развивать фантазию;
- создать предновогоднее настроение.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ „Новый год у ворот“» размещена в разделах
Предварительная работа: подготовка к Новогоднему празднику (разучивание стихов, песен, хороводов, подготовка выставки поделок
«Зимняя фантазия», украшение групповой комнаты к празднику.
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором мы узнаем очень много нового о, кажется, уже давно всем известном, но прежде чем преступить к занятию, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
Верно – это камешек, но он не простой, а волшебный с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты…» (Рефлексивный круг)
Воспитатель:
Ну, вот мы с вами при помощи волшебного камешка зарядились позитивными эмоциями и готовы к нашему занятию. А речь наша пойдет, отгадайте сами. (Воспитатель читает стихотворение)
Кто приходит в Новый год И подарки всем несет?
Может, это наш сосед? Нет-нет!
Кто наполнит каждый дом Самым добрым волшебством? Чародей с других планет?
Кто же это? Вот вопрос! Ну, конечно,
Ну, конечно,
Ну, конечно, Дед Мороз!
Верно, ребята – это Дед Мороз.
2. Основная часть. Воспитатель:
А вы знаете, кто такой Дед Мороз? (Ответы детей)
Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий нам праздник.
Верно, ребята. Все ребятишки и взрослые знают, что живёт Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей. А как вы думаете, Дед Мороз всегда таким был? (Ответы детей)
Воспитатель:
Так вот, ребята сегодня я вам расскажу, как появился Дед Мороз. Сейчас мы с вами отправимся в старину. Все приготовились? (Звук вьюги)
Образ Деда Мороза для нас привычен с детства. Но что мы знаем о его происхождении? Подобно былинным героям, образ Деда Мороза со временем трансформировался – наслаивались друг на друга мифологические и исторические прототипы, менялись функции и внешняя форма.
Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, он - Владыка зимнего холода, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми в виде: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Дед Мороз – это собирательный образ, древнеславянских божеств Трескуна, Карачуна, Позвизда.
Трескун был духом недобрым: насылал на землю стужу, губил посевы, морозил людей и животных. Люди пытались откупиться от злого духа заговорами да подарками, приносили ему кашу, кисель, уговаривали пощадить посевы и скот. Но Трескун был непреклонен.
С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме.
Карачун - обитал под землей. Он превращал в лед воду в колодцах, родниках, замораживал реки. А людям вообще не советовали с ним встречаться, плачевны были последствия таких встреч. Страшен он был на лицо и страшными были его дела. Зимние погодные явления олицетворялись его прислужниками: медведем-шатуном и волком. День Карачуна (Спиридонов День) – самый короткий день в году и один из самых холодных
– 22 декабря, день зимнего солнцеворота. Именем Карачуна называли и само явление зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.
Позвизд - свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило ему тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.
Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи - не могло устоять перед его стремительностью и натиском!
Воспитатель:
Ребята, устали? Давайте с вами отдохнем и поиграем в снежки (Подвижная игра «Снежки»)
Воспитатель:
-Ну что, жарко стало?
-А сейчас, другая игра.
Игра «Где живет ель?»
-Нужно вспомнить слова, где живет ЕЛЬ? В каких словах (ответы детей) Метель, карамель, кисель, апельсин, дельфин, писатель, водитель, учитель, портфель, мель.
Воспитатель:
Постепенно Дед Мороз из грозного превращался в справедливого и доброго, и теперь уже не приходит за подарками, а приносит их сам. При Петре I наш дедушка стал все чаще приносить подарки и отличать хороших малышей от плохих
Облик Деда Мороза
Он предпочитает надеть длинную красную шубу, красиво расшитую серебром, белые штаны, шапку, отороченную лебяжьим пухом и украшенные узором красивые варежки. В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трё х цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области. Там него есть сказочный терем.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в старину, возвращаемся домой, готовиться к самому главному празднику, который называется Новый год. (Звук вьюги)
Пальчиковая гимнастика
Наступает Новый год! - хлопать в ладоши
Дети водят хоровод, - кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты
Висят на ёлке шарики, - поочерёдно соединять пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики, вот сверкают льдинки, - сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки, - легко и плавно двигать кистями
В гости Дед Мороз идёт, - пальцы шагают по коленям или по столу
Всем подарки он несёт, - потираем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать, будем пальцы загибать: - хлопаем по коленям или по столу, одна рука
— ладонью, другая — кулаком, а затем поменять
1,2,3,4,5,б,7,8,9,10. - по очереди сгибать каждый палец
3. Итог занятия. Воспитатель:
Вам понравилось наше путешествие? Ребята, скажите, кому оно посвящено?
Образы, каких старославянских героев содержатся в современном образе Деда Мороза?
В чем их отличие?
Какие три зимних месяца символизирует тройка великолепных белых лошадей, на которых передвигается Дед Мороз?
Где живет Дед Мороз?
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Предлагаю встать в круг, взяться за руки и поздравить друг друга с наступающим Новым годом.
Ребята, вы сегодня прекрасно поработали на занятии молодцы! Мне было приятно с вами общаться. До свидания!
Использованная литература и источники: https://kulturologia.ru/blogs/081220/48311/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/16/konspekt- neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kto
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/12/08/prezentatsiya-istoriya- deda-moroza-i-snegurochki