Елена Колекина
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказ о национальном костюме мордовском»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Сказ о национальном костюме Мордовском»
Подготовила: Воспитатель Колекина Елена Николаевна
МДОУ «Детский сад №88» г. Саранск
Тема: «Декоративно-прикладное искусство Мордовии».
(для детей средней группы)
Цель:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Сказ о национальном костюме мордовском“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Приобщать к истокам Мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства.
- Развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.
- Формировать опыт общения и чувство коллективизма.
- Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Задачи:
- Познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;
- Продолжать развивать творческие способности.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Демонстрационный материал:
- Куклы в мордовских костюмах.
- Мордовский национальный костюм.
- Красочные иллюстрации и репродукции, картинки.
- Материал для продуктивной изобразительной деятельности.
Словарная работа: сапоня, панго, пулай, панар.
Формы и средства обучения: образно-художественная, практическая, игровая, наглядная.
Ход занятия
В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)
Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)
В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?
Д: Ответы детей (на мордовском)
В: Правильно ребята, мы с вами поздоровались на мордовском языке, а как вы думаете, почему мы с Вами так поздоровались?
Д: Ответы детей (Мы живем в Мордовии)
В: Мы живем с вами в Республике Мордовия и поздоровались на родной языке, коренных жителей нашей Республики. Мордва один из древнейших народов – России.
Давным-давно жил был народ Мордовский. Жили они дружно. Мужики землю возделывали, на охоту и рыбалку ходили. А женщины мужикам в поле помогали, кушать готовили, холсты ткали и одежду шили. И вот в один из дней, когда мужчины были на охоте, пришел в деревню человек злой да жадный, пришел не один, а с войском своим большим. А в деревне только дети, старики да женщины. И ограбил он деревню, забрал все, что было ценного и не очень, и когда уходил, сказал, что скоро вернется. Погоревали жители деревни, да стали думать, что делать. Думали, думали да придумали. Женщины соткали холст. Сшили из него рубахи себе длинные, назвали на мордовском языке «панар» (Дети повторяют). Несколько дней и ночей вышивали они узор замысловатый на «панаре» из ниток шерстяных, черного цвета как земля Мордовская, красного, как кровь, которая соединяет народ Мордовский, а еще в вышивке были нити желтого цвета как солнышко ясное и зеленого, как лес дремучий. Нарядились они в эти «панары» белые, вышитые, сверху надели передник красный «сапоня» (Дети повторяют, расшитый и украшенный лентами разноцветными, ещё повязали пояс – «каркс» (Дети повторяют, украшенный бисером, ракушками и монетами. На головы завязали платки разноцветные – «руця» (Дети повторяют). И вышли встречать злодея. Удивился он, когда увидал женщин в нарядах диковинных и вдруг засмотрелся на вышивку на костюмах. Да так засмотрелся, что забыл, зачем пришёл. А люди не стали ему напоминать об этом. Выбрал он себе девушку в жёны, большую мастерицу по вышивке и остался жить в этой деревне. Так и жили они себе, поживали. Дружно работали, так же дружно и веселились. Давайте ребята и мы повеселимся, поиграем в мордовскую народную игру «Раю – раю».
(Игра «Раю – раю»)
В: Молодцы ребята. Можете веселиться, а сейчас садитесь на свои места и давайте рассмотрим нашу выставку национального мордовского костюма. (На доске цветные иллюстрации мордовского костюма.) Ребята, а из ниток какого цвета выполнена вышивка?
Д: Ответы детей (Красный, черный, желтый, зеленый)
В: Правильно. Ребята вы внимательно слушали сказку. Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили
Д: Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)
В: Дети, мастера по костюмам сшили много передников, но не успели их расшить. Давайте поможем украсить передники для национального мордовского костюма.
(Аппликация передника)
В: Спасибо вам! Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу. На этом наше занятие заканчивается.