Наталья Лапшина
«Каждому скворцу по дворцу». Конспект занятия по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание чувства любви
к природе.
Задачи:
-уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе;
-познакомить с особенностями жизни скворцов;
-развивать интерес к жизни птиц;
-обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест;
-учить работать сообща.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. ИЗО, поделки
- Темочки
Оборудование: картинки с изображением скворца; кормушка настоящая за окном или на картинке; записи пения скворца и фоновой музыки.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла. Весна.
Педагог: Ребята, а вы заметили приход весны? А по каким признакам? (ответы
детей)
Педагог: Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не
спешит уходить - нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром. В
старину ребята зазывали весну специальными заклинками - веснянками. Давайте мы с вами разучим одну из них:
Ты, зима, иди на север - хватит тут озорничать!
Выходи скорей, ребята,
Весну будем зазывать! (Дети хором декламируют закличку-веснянку).
Педагог: Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна-
красна»? (Потому что весна красивая). Чем же она красива? (Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает). А еще день становится длиннее. Послушайте, как написал об этом поэт В. Берестов в своем стихотворении «Песенка весенних минут»
Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!
Педагог: С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? (ответы детей) Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? (Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас). Давайте сейчас с вами изобразим птиц с помощью ладошек.
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Пальчики — голова птицы, ладони — крылья. (Большие пальцы переплетены,
остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю).
Педагог: Вспомните и назовите птиц, которые к нам прилетают весной? (Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, соловьи, гуси) Как они называются?
(перелетные) Давайте послушаем про них стихи. (Дети читают стихи про
перелетных птиц)
Чёрный грач - чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днём ходил,
Клювом червяков ловил.
Ласточки вернулись
В гнёздышко под крышей.
Солнце улыбнулось,
Небо стало ближе.
Гусь крикливей,
с длинным носом.
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: ГА-ГА-ГА!
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой,
В ясном небе — песня!
Соловей - соловушка.
Светлая головушка.
Только солнышко взойдёт,
Звонко песню пропоёт.
Громко заливается.
Для друзей старается.
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Педагог: Самыми первыми прилетают скворцы. Взгляните на эту картинку на ней можно внимательно рассмотреть скворца. (Показ картинки). Расскажите, какой он - скворец? ( При затруднении задать наводящие вопросы: какого цвета окраска перьев, какой величины хвост, клюв и т. п.) Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост.
Педагог: Почему скворцы улетали в теплые края? (ответы
детей)
Педагог: А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
(Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.)
Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми.
Знаете ли вы, как называются эти домики? (Скворечники.) Взгляните на
изображение скворечника.
(Показ картинки) Послушайте, как делают скворечник. (Дети читают
стихотворение по очереди.)
1 .Возьми топор и молоток,
Ножовку и рубанок.
Найдём с тобой сухих досок,
За дело спозаранок!
2. Начнём пилить, пилить, строгать,
По нраву нам работа.
К прибытию птиц не опоздать –
У нас одна забота.
3. Неприхотливые жильцы
Им мебели не надо.
И не нужны совсем дворцы,
Простой избушке рады.
4. Вернутся раннею весной
Через моря, долины
Певцы пернатые домой-
На родину с чужбины.
5. И станут в стороне родной,
Петь звонко и умело?
Мы нынче сделаем с тобой
Дружок большое дело!
Педагог: Трудно делать скворечник, если нет у нас ни досок, ни пилы. Попросите своих пап или дедушек сделать скворечники и повесить их возле своего дома или принести их к нам в садик. Птицам будет домик. А сейчас мы попробуем сделать скворечник из мягкого строителя. Мне нужны 2 команды. (Дети в командах по очереди строят из мягкого строителя скворечники) Молодцы!
Педагог: Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко
передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).
Педагог: Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители
приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он
очень занят - добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми - вылетят из скворечника и начнут
кормиться сами, собираясь в большие стаи. Вы знаете, что такое стая? (Это группа птиц, собравшихся вместе.) Давайте поиграем.
Динамическая пауза «Скворцы»
Ой, летали скворушки-скворцы. (Махи руками)
Все летали, песни распевали,
Крыльями махали.
Стайкою на землю сели, (Сесть на корточки)
Червячков они поели. (Изобразить клевание головой)
Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
Перышки почистим, (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Чтобы были чище
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, (Прыжки на месте)
Чтоб сильней стать деткам
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Тут собака прибежала (Бег на месте)
И скворцов всех распугала
Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели. (Махи руками)
Ведущий: Ребята, встреча наша подошла к концу. Скажите, о ком мы сегодня
говорили? (О перелетных птицах) В честь кого названы домики для птиц? (В
честь скворцов) Мы ждём от вас скворечников. До новых встреч!