Ирина Ульянова
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «История письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с азбукой Брайля, Морзе, русской семафорной азбукой, письменностью Майя.
- Закреплять и расширять знания детей о знаковых системах через исследовательскую деятельность и практический опыт.
- Систематизировать накопленную и полученную информацию о разных видах письма и знаковых системах посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение)
–Упражнять детей в умении вести диалог, умении представлять и аргументировать своё мнение.
- Закрепить пословицы и поговорки о письме, грамоте.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „История письменности“» размещена в разделах
Активизация словаря:
Пиктограмма, иероглиф, кириллица, шифр
Развивающие задачи :
- Развивать произвольную память и внимание.
– Закреплять умение работать в паре, используя алгоритм взаимодействия по выбору детей (совместно- индивидуальный, совместно – последовательный или совместно – взаимодействующий).
- Закреплять умение правильно предлагать помощь по алгоритму.
- Закреплять умение пользоваться алгоритмами работы с источниками информации (книгой, компьютером, диктофоном, другим человеком)
Предварительная работа:
- Чтение литературы:1. «Откуда азбука пошла» 2. «Энциклопедия дошкольника». 3. Пособие «Познаю мир»
- «Встреча с интересным человеком» (преподаватель начальных классов) на тему : «История появления русского алфавита».
Материал: «Энциклопедия дошкольника», компьютер, диктофон, пособие «Познаю мир»,планшет исследователя, бумага, карандаши, алгоритмы сотрудничества, алгоритм помощи, иллюстрации разных видов письменности, записка- пиктограмма, запись азбуки Морзе на диктофоне.
Ход занятия:
Мотивация.
Воспитатель: - Ребята, я хочу сегодня рассказать вам историю. Однажды семья: мама, папа,сын и дочь отправились в лес. Мама и папа пошли в лес собирать хворост для костра. А дети остались на поляне. Мама и папа попросили их никуда не уходить, но было жарко. Недалеко была река и дети захотели искупаться. А чтобы не расстраивать родителей, написали им записку (воспитатель показывает записку с пиктограммой).
Воспитатель: - Как вы думаете. Похоже это на письмо? (ответы детей) Поняли родители где их дети? Как ты думаешь, Маша? (Я думаю, что поняли. Потому что) Все согласны с Машей? (Я не согласен. Я думаю, что родители не поняли где дети, потому что) Воспитатель: А как ещё можно писать, чтобы люди понимали друг друга? (ответы детей) Откуда вы это узнали? (Из книг, на занятиях, на встрече с интересным человеком, от родителей) А хотите узнать что-нибудь новое о том какие азбуки ещё существуют на Земле?
1 задание. «Какие азбуки есть на Земле»
Воспитатель: Давайте разделимся на пары и выберем источники, из которых мы узнаем новую информацию. (Дети самостоятельно разбиваются на пары, берут «Планшет исследователя» с символом источника.) Что нам поможет в работе с источником? (алгоритмы) Как мы запишем информацию, которую получим? (воспользуемся бумагой и карандашом)
Мы будем работать в парах, чтобы узнать новую информацию и рассказать о ней другим парам. Какая модель сотрудничества нам поможет справиться с заданием? (дети выбирают модель сотрудничества).
Договоритесь, кто, что будет делать в вашей паре (вместе слушают; один записывает, другой проверяет; если находит ошибку, предлагает помощь)
Дети работают с источниками, зарисовывают или записывают полученную информацию. Воспитатель работает с парой, если возникают трудности с договариванием; обращает внимание детей на алгоритм помощи.
Воспитатель: Ребята, вы поработали с источниками и записали полученную информацию. Были ли у вас трудности? (ответы детей) Как вы договаривались? (ответы детей) Кто что делал? (ответы) Помогали ли вы друг другу? (ответы)
Положите свои записи в планшеты и давайте подойдём к доске.
2 задание Д/ У: «Хорошо- плохо»
Воспитатель: Чтобы рассказать, что вы узнали. нужно закрепить ваши записи на листе бумаги. Подумать, что хорошего и что плохого в этих письменностях и азбуках? Удобно ли ими пользоваться? Давайте отметим на доске + и – (дети рассказывают о своей азбуке, называют положительные и отрицательные стороны) Воспитатель зарисовывает при помощи символов выводы детей.
Воспитатель: Все эти азбуки важны и нужны, люди используют разные виды знаков и сигналов для передачи информации.
3 задание «Пойми меня»
Воспитатель: И сейчас мы попробуем передать друг другу информацию при помощи разных знаковых систем. Послушайте задание. На каждом столе - листы бумаги, ручка. Одни дети прослушают запись, другие в это время будут в наушниках и ничего не услышат. Вам нужно при помощи любой знакомой азбуки написать это сообщение, чтобы остальные смогли его прочитать.
Как мы будем работать? (В парах) Но прежде. Чем выполнить задание, я предлагаю вам зарисовать алгоритм договаривания. Как мы с вами договариваемся, работая в паре? (слушаем задание; спрашиваем у другого: «Что ты хочешь делать?»; Слушаем ответ; соглашаемся с ним или нет; если соглашаемся, начинаем работу; если нет, предлагаем другие варианты).
А если не можете договориться? (задание не будет выполнено, значит нужно уступать друг другу) Воспитатель помогает одному из детей зарисовать алгоритм у доски.
Давайте разделимся на пары и договоримся, используя алгоритм. Какая модель сотрудничества нам поможет выполнить это задание? (дети выбирают модель сотрудничества.) Один из вас надевает наушники. Слушайте (воспитатель воспроизводит запись предложения из 3 коротких слов) Дети записывают текст и передают другому ребёнку. (Если все дети справились с заданием быстро, можно поменяться и прослушать ещё один текст).
Воспитатель: Трудно было выполнить это задание? (ответы) Как вы договаривались? (ответы) Помог ли вам алгоритм договаривания (ответы)
4 задание «Придумай свою азбуку»
Воспитатель: когда- то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли прочитать только свои. С помощью шифра передавалась секретная информация, которую не должны были узнать враги.
Хотите придумать секретный шифр, который будем знать только мы с вами? А что для этого нужно? (Придумать свои знаки, обозначающие каждую букву, слог или слово)
Как мы будем работать? (каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её)
Чтобы у нас получилось это задание, какая модель нам поможет (дети выбирают совместно- индивидуальную модель.)
Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске.
Воспитатель: Какие трудности у вас были во время работы? (ответы) Помогали ли вы друг другу? Как? (ответы)
5 задание «Зашифруй задание»
Воспитатель: Ребята, давайте с помощью шифра напишем послание детям другой группы. Зашифруем пословицу о грамотности. Какие пословицы вы знаете (ответы) Какую зашифруем (Дети выбирают)
Каждый ребёнок записывает на общий лист бумаги букву, которую он шифровал.
Воспитатель: Как вы думаете, смогут ли другие ребята разгадать наш шифр? Почему? (ответы детей)
Если они не смогут, мы передадим им «ключ от нашего шифра и будем переписываться.
Ребята. Что нового вы сегодня узнали? (новые азбуки) Какие задания вам понравились? (ответы) Почему? (ответы) Какие были трудности? (ответы) Что помогало нам в работе? (модели, алгоритмы, источники информации) Что мы с вами придумали сами? (алгоритм договаривания, свой шифр).
Молодцы ребята, мы так много сегодня успели!