Билинкевич Наталья Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию «Море, ах, море!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе
«Море, ах море!»
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. расширять представления детей об обитателях морских глубин, учить правильной последовательной речи;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Море, ах, море!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
2. активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику.
3. Прививать усидчивость, умение работать в коллективе.
4. формировать умение поддерживать речевое общение, отвечать на вопросы полным предложением, обобщать и активизировать словарный запас.
Развивающие задачи :
-развивать воображение, эмоции, внимание, память, через загадки;
-развитие мелкой моторики рук, через выполнения пальчиковой гимнастики ;
- формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
Воспитывающие задачи:
-развивать эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность в процессе работы;
-воспитывать бережливое и заботливое отношение к морским обитателям.
Зачачи коррекционные:
-развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.
Планируемый результат: закрепить знания о морских обитателях, умение передавать характерные особенности рыб посредствам рисования песком.
Понятия: батискаф, акваланг, аквалангисты, драйверы.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Психологическая игра для поднятия настроения «Наша добрая улыбка»
Дети стоят в кругу, воспитатель улыбается детям берет «улыбку» в соединенные ладони и бережно передает ее ребенку стоящему около него. Так продолжается пока все дети не передадут «улыбку» и она вернется ведущему.
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите загадки. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие, во время которого мы узнаем много нового.
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нём волна встаёт стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное,)
Воспитатель: Ребята поднимите руки тот, кто был на море.
- А когда вы плавали в море, может кто-то пробовал воду на вкус, какая она?
- А есть, кто из вас нырял под воду без маски, пробовали открыть глаза, что вы чувствовали? (пощипывание). Почему?
- А как вы думаете, где легче плавать, в соленой воде или в пресной? А если, мы с вами ляжем на воду, какая вода нас будет лучше держать?
- Чтобы узнать это, мы с вами проведем сейчас эксперимент. Какая бывает вода? (ответы).
Перед вами стоят два стакана с водой. В одном из них вода, пресная, т. е. которую мы пьем с вами, в другом – морская вода, соленая.
Эксперимент «Плавающее» яйцо
Для проведения опыта понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Поставили 2 стакана: с чистой водой и соленой водой.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Воспитатель: В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
- Ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? (ответы).
- А как можно попасть на дно, с помощью чего? (ответы). А вы знаете, как называют людей, которые плавают с аквалангами? Правильно, аквалангистами или дайверами. Подводная лодка, акваланг.
Воспитатель. Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами – маленькими круглыми окошками глядя в которые можно наблюдать за морской жизнью.
(Показываю картинку).
Воспитатель. Ну что, отправляемся в путь ребята?
Дети. Да!
Воспитатель. Ну тогда заходите в батискаф (шагают через обруч) садятся на стулья
Как же мы попадем в море? Нужно произнести волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать эти слова нужно громко и дружно. Закройте все глазки и повторяйте за мной:
Детский сад наш изменился
В море вдруг он превратился
Мы отправимся гулять
Дно морское изучать!
(Звучит фонограмма шума моря. Пока у детей закрыты глаза, включается мини фильм «Подводный мир»)
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных!
-А каких вы знаете морских животных?
-Ответы детей
-Сейчас мы это и проверим.
Давайте сейчас мы разомнем свой язычок. (дети повторяют скороговорку)
Чистоговорки.
РЯ – РЯ – РЯ – мы уже у моря
ДЕ – ДЕ – ДЕ - рыбы плавают в воде
ТА – ТА – ТА - под водою красота
АК – АК – АК - проползает рак
СИ – СИ – СИ - резвятся караси
ШКИ –ШКИ –ШКИ - красивые ракушки
НЕК – НЕК – НЕК – вот морской конек
ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы
Загадки. (видео загадки)
Затем воспитатель загадывает загадки по теме.
Загадки о морских обитателях
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
Так живет на свете. (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской. (конек)
Глубоко на дне она,
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет (морская звезда)
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием.
Давайте с вами сделаем гимнастику для глаз:
Видео гимнастика для глаз.
Ну что же ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
И для этого я предлагаю надеть акваланги и выйти из батискафа. (дети имитируют, что выплывают из воды)
Воспитатель:
Волны, волны, расступитесь
Дети в детский сад вернитесь
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись из необыкновенного путешествия, много увидели интересного, и узнали много нового.
Физминутка. «Весёлый краб»
Если нравится тебе
(Педагог поёт песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за воспитателем делают движения.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То сделай всё!
Дид. игра: «Угадай на ощупь морское животное»
Воспитатель: Ребята, а у меня есть фотография с моими любимыми рыбами. Я хочу её вам показать. Она у меня большая красивая, вот посмотрите. Ой, видно моя камера плохо фотографирует в воде. Рыбки на картине получились белые, а не цветные. Как же я расстроилась, мне так хотелось иметь фото на память о нашем с вами путешествии.
Ребята может быть, вы мне поможете оживить рыбок. Ребята вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, занимайте места в волшебной мастерской.
Пальчиковая игра “На дне морском”
На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь – наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть –
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка!
Посмотрите, у вас у каждого на столе лежит вот такой шаблон рыбки, какого они цвета у нас (белые). Белые, и мне кажется, что быть белой рыбкой очень грустно. Нужно их раскрасить. А как мы это можем сделать (песком) правильно песком. В моей волшебной мастерской нет ни карандашей, ни красок, есть только песок. И с помощью клея и цветного песка, мы раскрасим наших рыбок. Интересно, правда?
Посмотрите на меня дети. Я набираю на кисть клей, придерживаю аккуратно шаблон и намазываю всю рыбку клеем, затем я беру песок и посыпаю, посмотрите что происходит….
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
Во время работы задаю вопросы и помогаю. (Какого цвета у тебя рыбка)
Дети пока наши рыбки сохнут, я хочу вам показать еще одно морское чудо (достаю ракушки)
А вы знаете что в каждой ракушки живет шум моря. И если мы послушаем то услышим шум моря. Давайте ракушки поднесем к ушку слышно? Ну вот наши рыбки высохли и сейчас мы поместим их в аквариум. Посмотрите вот моя розовая рыбка.
(прикрепляю ее на фотографию). Прикрепляем рыбки.
Воспитатель: Какая красивая фотография у нас получилась, Спасибо ребята вам большое, это настоящий подарок для меня. Я теперь в любое время смогу любоваться красотой подводного мира, благодаря вам.
Итог занятия :
Ребята какое интересное путешествие у нас получилось. Мне оно очень понравилось, а вам понравилось?
Давайте вспомним что нового, интересного мы с вами сегодня узнали
Что сегодня удивило вас?
Что было самым простым?
Что было сложным?. (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята какие вы у меня молодцы у вас всё получилось! И за это у меня для вас есть сюрприз.
Я приготовила вам тоже фото на память о нашем путешествии. (воспитатель раздает заранее приготовленное индивидуальное фото каждого ребёнка в батискафе)
А давайте нашим гостям скажем спасибо за вниманье, до свидание.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
(Под музыку дети выходят из зала)