Татьяна Масленникова
Конспект занятия по познавательному развитию и продуктивной деятельности для старших дошкольников «Волшебница осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница осень»
Цель: систематизировать знания детей о лесе, как многоэтажном доме.
формировать представление об экологических нишах (этажах) леса и месте животных и растений в них
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию и продуктивной деятельности для старших дошкольников „Волшебница осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
обучающие: формировать представление о лесе, как многоэтажном доме для растительного и животного мира;
развивающие : развивать умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными;
воспитывающие: воспитывать бережное отношение и заботу ко всему живому.
Материалы, оборудование: доска с магнитами, плакат «этажи леса», предметные картинки с изображением растений и представителей животного мира, мультимедийное оборудование, видеоматериалы с изображением леса и его голосов
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (беседа, рассказ, вопросы, пояснения); игровой (сюрпризный момент, продуктивная деятельность).
Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, социоигровые элементы, личностно-ориентированные.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Звучит аудиозапись «Голоса леса»
- Откройте глаза. Посмотрите, мы в осеннем лесу! Как хорошо в лесу осенью! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
2. Основная часть.
- Смотрите, ребята, кто это повстречался нам на пути? Да это же Алиса! Давайте внимательно послушаем ее.
Аудиообращение Алисы
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, ваш верный помощник – Алиса. Друзья, у меня случилась неприятность. Когда переустанавливали мои программы, часть файлов с информацией исчезла. Я, к сожалению, позабыла о том, что такое осенний лес и его обитатели. Помогите мне, пожалуйста»
- Ой, ребята, вот так неприятность…Ну что, поможем? А что нам нужно будет сделать? (Объяснить Алисе, что такое лес и какие животные обитают в лесу). Тогда отправляемся в осенний лес.
Динамическое упражнение «Прогулка»
1, 2, 3, 4, 5 (Обычная ходьба)
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам (Ходьба «змейкой», взявшись за руки.)
Потихоньку мы пойдём.
Может быть, и под осинкой (Присели, заглядываем под листочек)
Сладку ягодку найдём.
На носочки дети встали, (Бег на носочках.)
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём, (Ходьба на пятках.)
Через мостик перейдём. (Идём по «мостику».)
Где ты прячешься, грибок? (Остановиться, развести руки.)
Полезай-ка в кузовок.
- Ребята, я хочу поговорить с вами о лесе. Знаете ли вы, что такое лес? Если я скажу, что лес это просто очень много деревьев, буду ли я права? (Нет) Что кроме деревьев еще есть в лесу? (Кустарники, цветы, трава, мох, грибы). Как вы думаете, все ли леса одинаковые? (Нет. Лиственные, хвойные и смешанные леса). Как вы думаете, с чем можно сравнить лес? (Лес – это большой дом для многих животных, птиц, насекомых). А что происходит с лесом и его обитателями осенью? (Деревья сбрасывают листву, животные готовят запасы на зиму, подготавливают свое жилище).
- А сейчас вы можете подойти ко мне и в корзинке выбрать себе листочек, какой вам больше нравится, и присесть с листочками к своей команде на стульчики. (дети сели на стульчики)
Ребята, как вы думаете, лес для зверей – это дом одноэтажный или многоэтажный? (отв. детей). Подумайте и скажите, этажи леса составляют растения или животные? Верно, этажи леса составляют растения.
- Итак, у нас есть три команды: рябинок, кленов и дубов. Сейчас каждая команда будет по очереди заселять растения в свои этажи. Вот здесь, на столах, вы видите очень много разных растений, нужно будет подойти и выбрать только те растения, которые растут на определенном этаже леса. За правильные ответы вы будете получать награду. Готовы? Ребята других команд, будьте внимательны, чтобы никто не допустил ошибку.
- Сейчас вопрос всем командам, посмотрите на плакат, какие растения растут на первом этаже? (Самые высокие деревья). Верно! Молодцы!
- 1-я команда, рябинки, какие растения на втором этаже растут? (Низкие деревья). Выберите нужные картинки. Прикрепите растения на плакат.
- А теперь, ребята 2-ой команды, кленов, подумайте и скажите, есть ли ещё этаж и какие растения тут растут? (Кустарники – шиповник, малина, смородина, высокие травы - это второй этаж). Разместите их на плакате. Составьте, пожалуйста, третий этаж!
- Как вы думаете, ребята 3-ей команды, дубов, ещё есть в лесу этажи? (ответы детей). Что же растет на 4-ом этаже? (Маленькие растения- травы, цветы, грибы, ягоды, мхи). Разместите их на плакате.
- Ребята, скажите, мы все растения разместили на своих этажах? (Да). Тогда в награду вам вручаю эти осенние листочки, они вам обязательно пригодятся.
- Скажите, все ли этажи леса мы рассмотрели? (Нет). Оказывается, есть ещё один этаж! Какой? (подземный).
- Как и в настоящем доме, в лесном тоже свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
- Команда рябинок, кого из животных мы поселим в подземный этаж? Кто живет под землей? (крот, мышь, дождевые черви)
- Команда кленов, кто из животных живет на четвертом этаже? (лягушки, ежи, ящерицы и др.) Заселите их на свой этаж
- Команда дубов, кто из животных живет на третьем этаже? (Волк, лиса, лось, кабан, медведь)
- Рябинки, кто же живет на втором этаже? (Сова, филин, белка, дятел).
- Клены, а кто живет на верхнем этаже? (Бабочки, жуки, лесные осы, пчелы, комары)
-Дубочки, как вы думаете, почему животные второго-третьего этажа не могут жить на первом этаже? (Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище). Скажите, как связаны между собой животные и растения в лесу? (Они могут погибнуть друг без друга, все взаимосвязано). А животных, птиц, растения можно забирать из леса? (Нет, они дикие, хищники)
- А сейчас давайте сравним, правильно ли мы расположили растения и животных на этажах леса. Данил, мы справились с заданием?
- Ребята, как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.)
- Спасибо! Все команды постарались, всех жителей разместили правильно! Спасибо, лес, мы славно погостили. Пора возвращаться домой. До свидания!
- Давайте наши глазки немножко отдохнут Гимнастика для глаз
- Скажите, мы выполнили просьбу Алисы? Давайте сделаем ей в подарок семейство ежей в осеннем лесу. Сейчас представители от каждой команды сами выберут себе материал, из которого они будут делать ежей. Ребята, подойдите ко мне и выберите себе коробочку. Сейчас мы узнаем, какая команда с каким материалом будет работать.
- Присаживайтесь на свои места. Прежде чем начнем работать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
По тропинке, по дорожке
(«Рисуем» соединенными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони – рисуем дорожку)
Топают к нам чьи-то ножки.
(«Пошлепать» пальчиками вперед по столу)
Это ёж – колючий бок,
(Движения вправо -влево соединенными ладонями, растопырив пальцы)
По грибам большой знаток!
(Кулачок левой руки, ладошкой правой руки сверху накрываем, делая грибок. Потом меняем руки)
Самостоятельная деятельность детей. Звучит аудиозапись Фредерик Шопен – Осенний вальс
- Молодцы! Вы хорошо потрудились.
3. Рефлексия
В: «Алиса, привет! Ты все запомнила об обитателях осеннего леса и его этажах?»
А: «Привет, ребята! Да, я все запомнила, у меня хорошая память».
В: «Мы с ребятами подготовили для тебя сюрприз – сделали семейку ежей».
А: «Спасибо, отличный подарок! Теперь можете сделать общее фото и прислать мне на электронную почту. До скорых встреч!»
В: «Хорошо, Алиса, обязательно сделаем».
- Ребята, возьмите в руки своих ежей и давайте сделаем общее фото с нашими гостями, я думаю, дорогие гости будут не против. Спасибо!
- А сейчас, ребята, давайте разомнемся. Максим проведет для вас физминутку.
Физкульминутка.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик (повороты в стороны,
Ёлки ветер клонит тоже,
С вами мы на них похожи (наклоны вперёд).
Вот по веткам белка мчится,
Белка ветра не боится, (прыжки)
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка (прыжки).
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд! (ходьба вразвалочку).