светлана галанина
«Город, в котором я живу». Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений общеразвивающих групп старшего дошкольного возраста.
Место проведения:группа
Время проведения: 1-я половина дня.
Продолжительность: 30 минут.
Участники:дети 7-го года жизни, воспитатель
Цель:формирование знаний детей о достопримечательностях и истории родного города
Задачи:
-обобщить, систематизировать и расширить знания и представления детей о родном городе: история, символика, достопримечательности;
-воспитывать патриотические чувства к малой Родине, интерес к прошлому и настоящему;
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:мультимедийный проектор, экран, сундучок, разрезные картинки (фото г. Сердобска в прошлом, презентация «Заколдованный город», волшебные часы, игрушка сердечко, магнитная доска, карта России, фрагмент схемы города. готовые формы (деревья, клумбы, фонтаны, памятники, картинки гербов городов.
Предварительная работа:экскурсия в краеведческий музей, библиотеку, в центр города, рассматривание фотографий достопримечательностей города, беседы о родном городе, чтение стихотворений о Родине, о родном городе, составление альбома «Мой город».
Методы и приемы:
-Словесный: беседа диалог, вопросы,
-Наглядный: рассматривание иллюстраций, фотографий);
-Игровой: использование сюрпризных моментов, психологический настрой, игра «Собери герб», физкультминутка);.
-Мультимедийный (компьютерная презентация)
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ИКТ-технологии технология личностно-ориентированного взаимодействия.
Список используемых источников:
1.«История Пензенского края, как средство развития личности ребенка дошкольного возраста» под общей редакцией доцент Е. Ф. Купецковой, Пенза, ГАРУ ДПО ИРР ПО,3 2022г.
2.»Край мой, единственный в мире». Методическое пособие для педагогов дошкольных образоательных учреждений, 2-изд, перераб. и доп., автор Зерова С. В., Щенникова Е. Ю. -Пенза,2013
Ход занятия
Воспитатель: Ребятa, а вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки и желать мира и здоровья. Давайте мы так и сделаем, поприветствуем друг друга и пожелаем здоровья.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Всем-всем от всей души здравствуйте.
Ребята, а еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением.
Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу хорошее настроение и любовь (закрываем глаза, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо - лети).
Всем желаем доброго дня.
Воспитатель показывает детям сундучок:
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла сегодня, когда прибиралась в квартире. Это сундучок моей бабушки. Я решила принести в детский сад и показать его вам. Вы хотите узнать, что в нем? Давайте его откроем. Что это? (разрезанные старые фотографии)
- Посмотрите, какие-то старые фотографии. Но они разорвались. Помогите мне их собрать.
(Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети складывают фотографии Сердобска)
Дети:Это же фотографии нашего города Сердобска в прошлом!
Воспитатель:А вы хотели бы узнать, каким наш город был раньше?
Ответы детей
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие любознательные. А давайте, мы с вами отправимся в прошлое и узнаем, как появился город Сердобск. Я приглашаю вас в путешествие по родному городу, такому удивительному и неизведанному, хранящему много тайн.
Ребята, а на чем можно путешествовать?
Дети: на машине времени, самолете, поезде, пешком.
Воспитатель: Я вас приглашаю в необычное путешествие, а помогут нам в этом волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени. Но, чтобы они заработали, нужно ответить на несколько вопросов.
Воспитатель: Мы живем с вами в самой большой и прекрасной стране на земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель:
Россия-какое красивое слово!
Прислушайтесь- Россия!
Страну, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Россией мы зовем!
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – значит родная. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Про Родину можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова и поиграем в игру «Передай сердечко-скажи словечко»
Дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина.
Ответы детей (красивая, милая, любимая, родная, прекрасная, большая, необъятная и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где мы можем увидеть нашу Родину?
Дети: в телевизоре, на глобусе, в компьютере, на карте.
Воспитатель: У нас на магнитной доске висит карта. Что изображено на карте?
Дети: Россия
Воспитатель: Да, это карта нашей страны
Воспитатель:Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш родной дом, где наша земля. Ребята, вы знаете, как называется наш край (область?
Дети: Пензенская область
Воспитатель: Предлагаю на карте России найти наш край?
Давайте вместе рассмотрим карту и найдем на ней расположение нашего края, Пензенской области.
Воспитатель:
Есть уголок в Пензенской области,
Несравненной красоты,
Он нам так дорог, потому что здесь родились мы.
Воспитатель: Что это за уголок?
Дети : Это наш город Сердобск
Воспитатель:
Прекрасен город наш
Над вольною рекой
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
Воспитатель: Сердобск –это наша Малая Родина. А что это значит?
Дети:
МОЯ -потому что здесь моя семья, мои друзья, моя улица, мой до, мой детский сад и т. д
МАЛАЯ-потому что маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА-потому что живут родные моему сердцу люди.
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «Что ни город, то свой норов?»
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, все города разные, но у каждого из них есть свой отличительный знак-герб. Герб-это эмблема, символ города. Есть он и у нашего города. Он у нас очень красивый.
Дидактическая игра «Найди герб своего города».
Воспитатель:Давайте рассмотрим его. Что изображено на гербе.
Дети: «В золотом поле две дыни натурального цвета, переплетенныестеблями между собой и с тремя зелёными листьями».
Воспитатель:Что символизирует зелёный цвет.
Дети: Зелёный цвет - символ природы, здоровья, молодости и жизненногороста, радости, надежды.
Воспитатель:Что символизирует желтый (золотой) цвет.
Дети: Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уваженияи интеллекта.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы, и теперь волшебные часы перенесут нас в прошлое.
(воспитатель дает одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку)
Раз, да, три, четыре, пять,
Хотим в прошлое попасть.
Воспитатель:Волшебные часы нас перенесли в прошлое Сердобска.
Ребята, а вы знаете сколько лет нашему городу?
Ответы детей
Воспитатель: Сердобск-это старинный город, ему исполнилось 326 лет
Как вы думаете это много или мало?
Ответы детей
Воспитатель: Для людей, это много, а для города мало.
Воспитатель: Давным-давно на месте нашего города была степь, а по берегам реки-леса.
А как называется река, на которой стоит наш город?
Дети: река Сердоба
Воспитатель:Сердобск берет свое начало с 1698 года, когда по указанию царя Петра I на обрывистом берегу реки Сердобы были вырыты первые землянки для охраны местных лесов. Так возникла Сердобская слобода. Спустя год слобода была окружена земляным валом А в 1870 году Екатерина IIвелела присвоить слободе статус уездного города. Шло время, город развивался Прошло много лет, с годами все меняется : здания, улицы, люди-изменился и наш город.
Предлагаю вам поближе познакомиться с современным городом Сердобском. А для этого нам нужно обратно вернуться в настоящее время, помогут нам в этом наши волшебные часы.
Раз, два, три, четыре, пять
Хотим в настоящее попасть.
Воспитатель:А теперь я вас приглашаю на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами будете вы сами. Но сначала я хочу у проверить достаточно ли вы знаете свой город, чтобы быть экскурсоводами.
Воспитатель:В нашем городе много интересных мест, которые называются достопримечательностями. Какие достопримечательности вы знаете?
Ответы детей.
Проводится игра на внимание «Заколдованный город».(презентация)
(Воспитатель показывает достопримечательности города в черно – белом варианте–силуэты, а дети отгадывают, рассказывают о достопримечательности, город «оживает» и показываются картинки уже в цветном варианте).
Воспитатель: Какая достопримечательность изображена на этом слайде?
(слайд №:1 на экране в черно-белом варианте-краеведческий музей)
Дети: краеведческий музей
Воспитатель: Сердобский краеведческий музей был основан в 1919 году на базе кабинета естествознания реального училища (школа №1). За время своего существования музей несколько раз менял месторасположение. И только в 1985 году музей переехал в отдельное здание-красивый особняк из красного кирпича, где и находится настоящее время.
Воспитатель: Кто из вас был в краеведческом музее и может рассказать о нем.
Экскурсовод (ребенок): В настоящее время в музее работают 5 залов: «зал природы», «зал истории края», «зал предметов старины», «зал славы, «зал художника иллюстратора Н. В. Кузьмина» Здесь можно узнать многое о нашем городе, людях, которые жили в Сердобске и прославляли своими делами наш город, о том, как они жили, о старинных предметах, которыми они пользовались, об их подвигах в далекие времена, об истории Сердобска., его флоре и фауне.
(слайд №2: на экране в цветном варианте-краеведческий музей)
(слайд №3: центральная площадь города Сердобска)
Воспитатель: Что это за место?
Дети: Центральная площадь.
Воспитатель: А где находится площадь?
Дети: Центральная площадь находится на улице Ленина.
Воспитатель: Центральная площадь считается центром города Сердобска. Здесь проходят торжественные мероприятия нашего города. Ребята предлагаю вам рассказать, какие достопримечательности расположены в центре нашего родного города. Но сначала давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Утром рано руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном. (Показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт, (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт. (Ходьба на месте)
Дома бывают разные: высокие и низкие, (поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие, (вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные, (передвигать одной рукой, как будто бы считаем)
Вроде бы обычные. (Развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном. (Постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять исходное положение)
Для кого-то небольшой, (показать руками маленький предмет)
А для нас — огромный. (Поднять руки вверх и опустить через стороны
Пусть растёт, пусть цветёт (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный. (Развести прямые руки в стороны).
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь продолжим
Слайд№4 на экране в черно белом варианте-мемориальный комплекс «Вечный огонь» и аллея Героев)
Воспитатель: как называется эта достопримечательность?
Дети: Это Вечный огонь
Воспитатель: В 1977 году открылся мемориальный комплекс, посвященный воинам-сердобчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.
Экскурсовод (ребенок): Многие жители нашего города уходили воевать на фронт во время Великой Отечественной Войны. Многие погибли. В память о них здесь горит Вечный огонь. В каждом городе есть такой памятник. Люди приходят сюда, чтобы поклониться и почтить память тех, кто отдал жизнь ради нас с вами. Ежегодно, в День Победы- 9 мая, жители города-взрослые и дети-приносят сюда венки и цветы Память о героях живет в наших сердцах и сегодня.
Воспитатель: Мемориал продолжает аллея Героев, открытая в 1985 году, на которой установлены бюсты тринадцати Героев Советского союза.
Слайд №5 мемориальный комплекс «Вечный огонь» и аллея героев- в цветном варианте)
Слайд №6 (памятник часам с кукушкой- черно-белом варианте)
Воспитатель: Ребята, а как называется этот памятник?
Ответы детей
Воспитатель: Сравнительно недавно в нашем городе был установлен памятник часам с кукушкой в 2019 году. А как ы думаете, почему именно в нашем городе?
Экскурсовод (ребенок):Часы с кукушкой изготавливал Сердобский часовой завод «Маяк». Он был открыт в 1943 году. С 1944 года стали первые часы с боем и кукушкой. Завод выпускал множество разных часов; настольные, настенные, маленькие и большие, точные, надёжные, красивые. Часы славились не только в России, но и в других странах. Многие известные люди получали в подарок сердобские часы, а первый космонавт Ю. А. Гагарин, оставил директору завода свой автограф и благодарность. Самые большие часы «Кукушка» находятся на железнодорожном вокзале. К сожалению, завод сегодня не работает, но памятник часам с кукушкой напоминают всем сердобчанам и гостям города о заводе, который прославил наш город.
Слайд№7 (памятник часам с кукушкой –в цветном варианте)
Слайд №8 (районный дом культуры-фото в черно-белом варианте)
Воспитатель: а это что за здание?
Дети: Районный дом культуры. В этом здании находится библиотека.
Экскурсовод (ребенок): Старинное здание построено в 1867 году, до революции здесь располагалась земская управа. Вот уже несколько десятилетий в здании функционирует районный дом культуры. За эти годы в его стенах прошли тысячи концертов. Здесь же находится районная межпоселенческаябиблиотека, которая была открыта в далеком 1897 году. Со дня открытия и по сегодняшний день библиотека находится в том же здании.
Слайд № 9 (районный дом культуры –в цветном варианте)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как преобразился наш город, какой он стал яркий и красочный. В нашем городе еще очень много интересных достопримечательностей, с которыми мы познакомимся на следующих занятиях.
Воспитатель: Предлагаю вам немного поиграть.
Игра задание: Нужно отобрать изображения исторического и современного города.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием
Воспитатель:Как люди должны относиться к своему родному городу, краю, Родине?
Ответы детей
Воспитатель: Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят — это земляки. Мы любим свой город, свою землю.
Воспитатель:Ребята, а вы хотите, чтобы ваш город стал ещё красивее, как бы вы украсили свой город?
На мольберте фрагмент схемы города. дети подходят, берут готовые формы (деревья, клумбы, фонтаны, памятники.) и расставляют по желанию.
Воспитатель:Я уверена, что вы будете гордиться нашим городом, любить его, беречь красоту и природу нашего города.
Дорогие ребята, на этом наше увлекательное путешествие подходит к концу.
Итог:
Воспитатель:Чем мы занимались?
Ребята вам понравилось наше путешествие?
О чем мы с вами беседовали?
Что вы узнали нового?
Что вы запомнили?
Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята на память о нашем путешествии я дарю вам магниты с изображением достопримечательностей нашего города.
Ребята, любите свою Малую Родину и гордитесь ею!
Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный,
Я горжусь тобой!