Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления о весне.
Задачи: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне; учить выявлять причины происходящих изменений в природе, воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение к ней.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о весне, наблюдение в природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и пришла весна. С Весною вас, друзья! Я очень люблю весну. Да, все времена года хороши, и каждое прекрасно по-своему. Но вот удивительное волшебство, красивое пробуждение ото сна всего, и вся вокруг, это чудо есть только весной. Весенние месяцы – март, апрель и май. Это время пробуждения природы.
Воспитатель: Вы, ребята, не робейте, поскорей отгадайте загадки про весну. Загадки о весне :
Шагает красавица, дыханием земли касается,
Придёт и на поле, и на речку,
Оденет в платьице цветочек.
Дети: Весна.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц.
Дети: Март.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл.
Дети: Апрель.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май.
Воспитатель: Весна – чудесное время года, ей рады все: люди, птицы и животные. На смену зимним холодам приходит долгожданное тепло. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Утром за окном уже светло. Зимой небо часто бывало серым, весной становится ярко-голубым, красивым. Высоко над землёй появляются белые кудрявые облака. Отовсюду слышен весёлый птичий гомон. Воробьи и синички радуются, что холодная и голодная зима прошла.
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Воспитатель: Ребята, а вы слышите за окном стук по карнизу, как будто барабанную дробь кто – то выбивает. Как вы думаете, что это?
Дети: Сосульки тают и капают.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это веселая и звонкая капель - кап -кап- кап… - за окном выбивает развеселую дробь. Светит яркое солнышко и вода с крыш уже не просто капает, а льется тонкой струйкой, сверкая на солнце. И поет капель- ручеек с крыши все громче и громче, заглушая все остальные звуки, как будто сообщая всем, что пришла весна.
Воспитатель: Давайте и мы с вами изобразим капель.
Пальчиковая гимнастика «Капель»
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришё л апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Воспитатель: Ребята, у каждого месяца есть свои приметы. Март – самое начало весны, погода часто меняется. Только что светило солнышко, вдруг налетел холодный ветер, с неба посыпался снег. Это проделки зимы, она не хочет уходить. Апрель – второй месяц весны. Ярче светит солнышко. На влажной земле прорастают цветы. Тут и там выглядывает зелёная травка. На кустах и деревьях набухают почки. На лужайках желтеет мать-и-мачеха, распускаются душистые ландыши. Май – последний и самый тёплый весенний месяц. Леса, парки и скверы надевают зелёный наряд. После первых дождей с грозами всё вокруг расцветает. Скоро наступит жаркое лето!
Воспитатель: Жизнь людей всегда была тесно связана с погодными явлениями, поэтому они испокон веков наблюдали за природой, строили прогнозы и придумывали приметы. Про весну существует немало примет.
Приметы про весну :
Ранняя весна сулит сильный разлив рек.
Ясень позеленел раньше дуба – жди затяжные ливни, а коль наоборот – близится похолодание. Грачи вернулись на старые гнезда – весна будет теплой.
Холодная весна – к дождливому лету с градом.
Летят гуси высоко – талой воды будет мало, а коль низко – много.
Зацвели одуванчики ранней весной – жди лето короткое.
Муравейники оттаивают с юга – лето выдастся прохладным.
Ласточки прилетели – жди первой грозы.
Наступление ранней весны обещает и зиму раннюю.
Воспитатель: Вот такие приметы у весны. И это только малая часть примет и признаков, на самом деле их великое множество. У каждого времени года есть свои приметы. Я хочу вам предложить поиграть в игру и определить, где какая примета.
Игра «Выглянуло солнышко».
Взрослый прикрепляет к доске большое солнце с лучиками, а на столе раскладывает картинки с разными природными явлениями, птицами, деревьями. Задача детей определить, какие из картинок являются признаками (приметами) наступления весны. Например, весной прилетают ласточки, стрижи, кукушки, на деревьях набухают почки, расцветают абрикосы, тает снег, реки становятся половодными. Рисунки нужно использовать разные, не только весенние, но и зимние, осенние. Правильные картинки дети по очереди должны прикрепить к лучикам солнышка.
Воспитатель: Наши предки, наблюдая за природой и ее сезонными изменениями, придумывали много пословиц и поговорок. Раньше пословицы и поговорки передавались из уст в уста.
Пословицы про весну
Апрель с водой, май с травой.
Май, май, да шубу не снимай
Весна всё покажет.
Март морозом на нос садится.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Весною день упустишь, годом не вернешь.
Кто рано сеет, семян не теряет.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Воспитатель: Мы с вами тоже можем придумать о весне разные слова. Давайте подберем слова к весенним явлениям природы.
Например: ветер какой? - порывистый, попутный, штормовой, ураганный, пронизывающий..
Дети придумывают самостоятельно к словам эпитеты.
Ветер – холодный, тёплый, сильный, ласковый, пронзительный
Дождь –тёплый, мелкий, холодный, моросящий, крупный, частый,
Погода –тёплая, солнечная, пасмурная, ясная, холодная, дождливая
Небо – ясное, светлое, голубое, облачное, высокое, чистое, пасмурное
Облака – лёгкие, голубые, воздушные
Солнце –весеннее, яркое, тёплое, ласковое
Воспитатель: Ребята, в это время года воздух теплый, свежий и пахнет весной. И природа пробудилась ото сна. Появились насекомые – жуки и муравьи. Птицы возвращаются из дальних стран. Каких птиц мы видели на участке?
Дети: Скворцы, грачи
Воспитатель: Из птиц первыми прилетают грачи: они возвещают приход весны. За грачами прилетают жаворонки, дрозды, кукушки, дикие голуби, журавли. И заняты они строительством гнезда. Скоро они отложат яйца и начнут высиживать птенцов. Ой, посмотрите сколько птиц прилетело. Все чирикают, щебечут, поют хором.
Проводится физкультминутка «Десять птичек стайка»
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Воспитатель: Весной на ветвях деревьев уже набухли почки. Когда потеплеет, они лопнут, и проклюнутся нежные зелёные листики. Некоторые деревья сначала цветут, а потом покрываются листвой. Первой наряжается серая ольха. Она надевает красивые серёжки красного, жёлтого и сиреневого цвета. Верба тоже прихорашивается. Из лопнувших почек выглядывают белые пушистые комочки, похожие на заячий хвостик. В конце месяца раскроются клейкие листочки у берёз и черёмух. В мае зазеленеют клёны, яблони, жёлтая акация. Дуб и липа не торопятся, пережидают весенние заморозки. Листья и цветы у них появляются позже всех.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Представьте себе, что вы на некоторое время превратились в деревья.
Игра «Я — дерево»
Дети представляют, что они деревья: их руки — ветви, ноги — корни, туловище — ствол. Каждый ребенок воображает себя растением определенного вида, но не рассказывает, каким.
Каждый игрок по очереди становится перед товарищами, жестами и телодвижениями изображает дерево и то, что с ним происходит. Остальные игроки догадываются, что пытается показать их друг. Например, изображая дуб, ребенок демонстрирует, что он силач, расставляет ноги, выпячивает грудь, издает звуки, имитирующие шелест листвы под ветром, щебетание птиц на ветвях. При изображении ивы игрок делает печальное лицо, имитирует плач, безвольно опускает руки.
Воспитатель: Все любят весну. Весна — волшебный островок радости в природе. Все в ней чудесно — и удивительные превращения, и пробуждение природы, и настроение, и солнечный день.
Сегодня мы с вами много узнали о весне и ее приметах и признаках, замечали, играли, рассказывали об этом. Хорошо весной! Вот и закончилось наше весеннее занятие.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?