БОЛЬШЕЦОВА ОЛЬГА
Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Домашние птицы"
Цель: Расширять представления детей о домашних птицах.
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних птицах : внешнем виде, питании, местах их обитания, голосе, членах птичьих семей.
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Расширять представление детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.
3. Формировать и обобщать исследовательский и позновательный интерес в ходе экспериментирования.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности :анализ,сравнение,выводы.
2. Развивать связную речь,навыки речевого общения,добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать социально – личностные качества каждого ребенка:коммуникативность,самостоятельность,наблюдательность,Элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения,чувства коллективизма и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,речевое развитие,физическое развитие,социально-коммуникативное развитие.
Методические приемы:
Словесные пояснение,объяснении. повторение и уточнение,напоминание, указание к действию,художественное слово,похвала,поощрение.
Наглядный :демонстрация, показ
Оборудование: Картинки с изображением домашних птиц, запись голосов домашних птиц, таз с водой, колокольчик, 2 сырых яйца, вареное яйцо,скорлупа для каждого ребенка, стаканы с водой,соль. Блюдца,ложка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Доброе утро,ребята.
- На сегодняшнем занятие. мы совершим с вами путешествие. Занимайте свои места, закрывайте глазки; откроете, когда услышите звук волшебного колокольчика. (Раздается звук колокольчика).
2. Введение в тему
- Ребята,где мы с вами очутились (на птичьем дворе). Сейчас мы с вами узнаем, какие птицы здесь живут, познакомимся с ними поближе.
3. Беседа о домашних птицах
- Кого вы видите на птичьем дворе, перечислите их. Назовите их одним словом. (Птицы). Какие это птицы? (Это домашние птицы). Почему они называются домашними? (Потому что они живут с человеком; люди их приручили когда-то давно и теперь ухаживают за ними, кормят их, лечат).
- Где живут домашние птицы? (На птичьем дворе, птичнике). Где еще могут жить домашние птицы? (На птицеферме). Как называют человека, который ухаживает за домашними птицами? (Птичник, птичница).
Курица, петух, цыпленок
- Разгадайте загадку:
Съем червя,попью водицы,
Хлебных крошек поищу.
А потом снесу яичко.
Ребятишек угощу.
(Курица)
- Назовите всех членов куриной семьи.
- Рассмотрите картинку и расскажите, чем петух отличается от курицы, чем они похожи?
(У курицы и петуха есть тело, покрытое перьями, крылья, хвост, две лапы, голова с гребнем и клювом. Но у петуха хвост побольше и покрасивее, он более пышный, чем у курицы; гребень у него тоже побольше куриного и он более яркий; на лапах у петуха есть шпоры, а у курицы шпор нет.)
- Как подает голос петух, что он делает? ( Петух кукарекает: «ку-ка-ре-ку».) А курица? ( Кудахчет: «ко-ко-ко».) Как вы думаете, как подают голос маленькие цыплята? ( Они пищат: «пи-пи».)
- Какую пользу приносят человеку куры? (Куры дают человеку яйца, мясо - курятину, которое человек употребляет в пищу. Пух и перо кур идет на изготовление одеял, подушек, теплой зимней одежды: шапок, пуховиков.)
Утка, селезень, утенок
- Разгадайте загадку:
На коротких красных лапках
Вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот.
(Утка)
- Назовите всех членов утиной семьи.
- Как передвигаются утки? Что они умеют делать? (Утки умеют ходить, плавать, нырять, летать.) Что помогает уткам летать. Назовите эту часть тела уток. (Уткам помогают летать крылья.) А что помогает уткам плавать? ( Плавать уткам помогают их лапки: на них есть специальные плавательные перепонки, соединяющие пальцы, благодаря которым утки лапками отталкивают воду, как будто гребут маленькими веслами
Эксперимент :
- Давайте проведем эксперимент : в тазик с водой опустите руку с растопыренными пальцами и проведите рукой по воде. Затем проделайте то же самое, но рукой с прижатыми пальцами. В каком случае рука сильнее отталкивает воду? На лапу, какой птицы вы сделали похожей руку, когда сжали пальцы?
- Теперь вам понятно, зачем уткам перепонки на лапах?
- У каких еще домашних птиц есть плавательные перепонки? (У гусей.) Птица, которая умеет плавать в воде, это какая птица? (Это водоплавающая птица)
- Как утки питаются, какой корм они едят? ( Утки питаются разнообразной пищей: зерном, травой, червяками, улитками, насекомыми; ныряя, они добывают разных водяных жуков. Это всеядные птицы.) Куры, гуси, индейки тоже всеядны.
Индейка, индюк, индюшонок
- Послушайте стишок.
Ходит по двору индюк,
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша,
С боку на бок,чуть дыша.
Важно крыльями трясет.
Индюшат к себе зовет.
А они гуськом бегут,
От отца не отстают.
- Каким индюк описан в стишке? (Индюк – словно перьевой сундук, важный. Ходит не спеша. чуть дыша.) Дополните описание внешнего вида индюка. Вам поможет в этом картинка. Расскажите, какие у индюка голова, туловище, ноги, хвост, крылья. (Голова у индюка маленькая, покрыта кожей красного цвета, клюв, загнутый на конце, большая красная борода, крепкие длинные ноги (лапы, большой красивый хвост из перьев, который индюк раскладывает, как веер, большие крылья.)
- Чем индейка отличается от индюка? (У индейки нет такой длинной красной бороды, как у индюка, и такого хвоста-веера. Она поменьше индюка.)
- Индюк - нелетающая, не водоплавающая, всеядная домашняя птица (Индейки любят траву, листья, ягоды крыжовника, зеленый лук, они поедают также колорадских жуков - вредителей огородов.)
Гусыня, гусь, гусенок
- Разгадайте загадку:
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
- Назовите всех членов гусиной семьи.
- Какие звуки могут издавать гуси? Что они делают? ( Гуси гогочут: «го-го-го» или «га-га-га»; они могут шипеть: «ш-ш-ш».) Как вы думаете, когда гусь шипит? (Когда он сердится, в случае опасности, угрозы ему или его птенцам.)
- Как еще может защищаться гусь? (Гусь может щипать за ноги, бить обидчика крыльями.) Как защищаются другие домашние птицы, например, петух или утка? (Петух может больно клюнуть, утка - ущипнуть.)
Физминутка
Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. ( Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение рук).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
-Ребята,мы с вами познакомились с разными птицами,живущими на нашем дворе. А какую пользу приносят эти птицы людям? Что они нам дают, кроме мяса и пера (яйцо)
Посмотрите, у меня есть вот такая фотография, на ней изображены три яйца: гусиное, утиное, куриное. Здесь самое большое яйцо какое? (гусиное, оказывается ребята, чем больше птица, тем крупнее у нее яйцо. Самое большое яйцо у страуса (страусиное, маленькое перепелиное.
-Ребят, скажите, а в каких блюдах используется яйцо? Может у кого – то, есть любимое?
Опыт 1: «Сырое или вареное яйцо?»
А можете определить какое яйцо сырое, а какое вареное? У меня есть маленький секрет и я с вами им поделюсь. Посмотрите вареное яйцо быстро раскручивается и вращается несколько секунд, сырое яйцо лениво раскачивается из стороны в сторону и быстро останавливается. Итак, вы теперь дома сами можете отличить сырое яйцо от вареного.
Опыт2 : «Что внутри?»
Разбиваю яйцо. Рассмотрим из чего оно состоит (ответы детей) Что мы видим в центре (ответы детей).Какой желток (желтый круглый)Что вокруг желтка (ответы детей)какой он? (прозрачный, жидкий.)
-А как,мы назовем оболочку яйца (скорлупа).Рассмотрите скорлупу, потрогайте. Какая она (белая,не прозрачная, твердая) .
-Ребята,в скорлупе содержится много полезных веществ и люди издавна применяют ее в лечебных целях,добавляя ее в мази,также скорлупа служит удобрением для огорода,а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки.
Делаем вывод :яйцо состоит из трех элементов (скорлупа- оболочка яйца,белок- густая масса,в центре- желток в тонкой пленке).
Опыт3: «Научи яйцо плавать»
-Как вы думаете,ребята. яйцо может плавать в воде или оно утонет? Проведем опыт!У меня на столе два стакана с водой. В один стакан я добавила соль и растворила ее. Аккуратно опускаю яйцо в стакан с пресной водой. Что мы видим (ответы детей)
Делаем вывод :в пресной воде яйцо тонет.
Теперь достаю ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаю в соленую воду. Что происходит (ответы детей)Почему79ответы детей0Потому,что яйцо поддерживает не только вода,но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности, вы наверное замечали. что в соленом море плавать гораздо легче,чем в пресноводной реке.
Делаем вывод : в пресной воде – яйцо утонуло, в соленой – плавает на поверхности.
- Скажите,вам понравилось наше занятие (ответы детей).Что больше всего вам запомнилось (ответы детей)Что нового вы сегодня узнали?
-Итак,нам с вами пора возвращаться в группу. Закрываем глаза (звучит колокольчик).
Благодарю детей за занятие.
Список литературы:
1. Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учереждения "Детский сад 40"г. Иваново
2. Т О. Шарыгина" Домашние животные, какие они?"-М. ,2008г.
3. О. Е. Громова,Г. Н. Соломатина" Стихи и рассказы о животном мире"-М. 2005г.
4."Моя первая энциклопедия о животных"-М. ,2007г.