Ирина Шлык
Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста в средней группе (4–5 лет) «На помощь осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление умения группировать приметы времен года (лето, осень, зима, весна, и умения подбирать приметы времени года к заданному сезону -осень.
Задачи:
- организовать мотивацию детей к группировке примет времен года (лето, осень, зима, весна, и подбору приметы времени года к заданному сезону (осень);
- ввести в словарь детей слово «Листопад»;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста в средней группе (4–5 лет) „На помощь осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- создать условия для активации словаря, совершенствованию словообразования;
- создать условия для развития мыслительных операций: сравнения и анализа;
- способность воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
- организовать контроль усвоенных знаний детьми и рефлексивную оценку детьми своей деятельности.
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости, пожелаем всем доброго дня.
- Всем, всем, добрый день!
Воспитатель:
- Ребята, я вам хочу рассказать историю, которая приключилась со мной утром, когда я пришла в группу. Послушайте, пожалуйста.
На экране дети смотрят видео под рассказ воспитателя.
(Воспитатель приходит в группу, ничего не подозревает, и слышит стук в окно. Подходит и видит, что в окно стучится сорока с письмом. Воспитатель открывает окно. Сорока дает ему письмо и что – то говорит. Воспитатель удивлен.)
Воспитатель:
- Ребята. Сорока очень просила прочитать вам это письмо. Послушайте.
«Ребята, ребята, поспешите, помогите! У вас в городе уже осень, а у нас в лесу беда, не пришла к нам осень и животные не могут приготовиться к зиме! Осень к нам никак дорогу не найдет. Нет ни одной осенней приметы в лесу!Помогите. Поспешите, осенние приметыв лес верните. Найти их будет нелегко, нужно испытания пройти, быть смелым, сообразительным в пути. Если правильно пойдете, листья осени найдете, значит, верный путь тогда, Вам удачи, детвора!»
Воспитатель:
- Ребята, поможем вернуть в лес осень и ее приметы?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Тогда отправляемся в дорогу, в лес!
Перед детьми две тропинки.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас в лес? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. А поможет нам в этом музыка. Но музыка эта особенная, она связна со временем года. Как вы думаете, с каким временем года связана будет музыка?
Дети:
- С осенью!
Воспитатель:
- Почему вы так решили?
Дети:
- Потому, что время года осень.
Воспитатель:
- Время года осень, значит, музыка какая должна быть?
Дети:
- Осенняя!
Воспитатель:
- Тогда слушаем! Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки?
(Аудиозапись – музыка не ритмичная, грубая)
Воспитатель:
- Ребята как вы думаете, эта музыка похожа на осень?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
- Можно ли сказать. Что в этой стороне находится осенний лес?
- Нет. Потому, что музыка на первой тропинке не осенняя.
- Давайте послушаем, какая музыка слышна у второй тропинки. (Аудиозапись – осенняя музыка)
Воспитатель:
- Можно ли сравнить эту музыку с осенью?
Дети:
- Да.
- Почему?
Дети:
- Потому, что музыка звучит спокойная, грустная. (Напоминающая осень)
Воспитатель:
- По какой тропинке мы пойдем?
Дети:
- По второй.
Воспитатель:
- Вы отлично справились с этим заданием. Осень оставила вам свой листик, значит мы на правильном пути.
Идут по дорожке и попадают в лес. На экране картинка летнего леса.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята. В лесу действительно еще лето. Как вы думаете это правильно?
Дети:
- Нет, должна быть осень.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, у осени есть свои приметы?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Давайте их вспомним и найдем среди других примет времен года, а какие времена года вы знаете?
Дети:
- Осень, зима, весна, лето.
Воспитатель:
- Посмотрите, на этой полянке приметы времен года перемешались, вам нужно найти только те приметы, которые относятся к осени. Подходите к полянке, будьте внимательны.
(Ребята выбирают из множества примет, приметы осени)
Воспитатель:
- Давайте. Посмотрим, что у вас получилось.
Опрос всех детей.
- Вы отлично справились с заданием, смотрите, осень оставила вам еще один свой листик. Значит мы на правильном пути.
Воспитатель: (У воспитателя в руках картинка с изображением листопада)
- Ребята я хочу вас познакомить с еще одной приметой осени, которую можно увидеть в природе осенью.
- Скажите, что происходит с листьями осенью?
Дети:
- Они меняют цвет, желтеют, краснеют.
Воспитатель:
- Ребята, листья остаются на деревьях?
Дети:
- Нет, они опадают.
Воспитатель:
- Верно! Явление, когда осенью опадают листья, называют листопад. Почему так называют? Послушайте – листопад. (Воспитатель медленно произносит слово).
- Какие слова вы слышите?
- Листопад….Похоже на слово лист, падать, в одном слове живут два слова.
Посмотрите на листопад (Дети рассматривают). Листья поменяли окрас и опадают, это природное явление - листопад.
- Давайте скажем все вместе - листопад.
(Воспитатель просит произнести слово индивидуально несколько детей).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, кто запомнил, что такое листопад?
(ответы нескольких детей)
Воспитатель:
- И с этим заданием мы справились, осень оставила нам еще один свой листик, значит мы на правильном пути.
Воспитатель:
- Идем дальше.
Физминутка:
Мы пришли в осенний лес. (Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища)
Справа береза большая стоит, (Повороты вправо)
Слева Елочка на нас глядит. (Повороты влево)
Птицы в небе кружатся, на веточки тихо садятся. (Кружатся и приседают)
Ребята, посмотрите, Кто это на полянке нас встречает?
Дети:
- Белочка
Воспитатель:
– А что это у нее?
Дети:
- Корзинка
Воспитатель:
- Ребята, а корзинка то пустая, не знаете почему? Давайте спросим Белочку, почему она с пустой корзинкой?
Дети спрашивают белочку.
Белочка:
- В корзинку свою мне нужно собрать запасы к зиме, но осень в лес ни как не придет.
Воспитатель:
- Ребята, а что запасает на зиму белка?
Дети:
- Орехи, шишки.
- Ребята, давайте мы поможем белочке шишки собрать в корзинку?
Дети:
- Давайте.
Проводится игра: «Шишки для белочки мы соберем».
Белочка:
- Спасибо ребята, что помогли собрать мне шишки, я хочу вас отблагодарить и предлагаю вам поиграть с шишками.
Проводится пальчиковая гимнастика с природным материалом.
Воспитатель:
- Ребята, и с этим заданием мы справились, посмотрите мы нашли еще один осенний лист, значит мы на правильном пути.
Воспитатель:
- Ребята предлагаю вам поиграть, проходите в круг. Игра называется «Один – много»
Проводится игра.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята и с этим заданием мы справились. Посмотрите, мы собрали много осенних листьев, вспомнили приметы осени. Помогли белочке сделать запасы на зиму, а осень в лес так и не пришла.
- Ребята, что бы осень по скорее в лес дорогу нашла, давайте мы ее позовем?
Осень – красавица, приходи!
Свои приметы в лес ты приноси!
(Звучит музыка и на экране появляется осенний лес)
Воспитатель:
- Ребята. Посмотрите, в лес осень пришла, мы выполнили просьбу сороки.
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
Пришло время возвращаться в детский сад. Идем обратно по нашей осенней тропинке (Звучит музыка и дети идут за воспитателем на стульчики).
Воспитатель:
- Вот мы снова в детском саду.
- Скажите нам, чью просьбу мы выполняли? Где мы побывали? какие приметы осени вы можете назвать? С каким новым словом мы сегодня познакомились?
Рефлексивный:
- Что больше всего понравилось? Какое у вас настроение после нашей прогулки?
Перспективный:
(Раздается стук в окно)
- Слышите, кто то стучится.
(Воспитатель подходит к окну за окном сорока, на подоконнике стоит корзина с подарками и запиской).
Воспитатель:
«Спасибо вам ребята, за то, что вернули в лес осенние приметы и осень. Теперь мы сможем приготовиться к зиме. А это вам от всех жителей леса, угощайтесь!»
- Сорока принесла нам угощение, мы отнесем его в группу и там угостимся. Ребята, а кому мы можем рассказать о нашей прогулке?
(Родителям, друзьям)
Давайте скажем друг другу, за приятное общение!
Спасибо!