Наталья Шибаева
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В удивительном мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей со свойствами камней. (расширять и закреплять знания детей о свойствах камней).
Задачи.
1. Формирование у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
2. Закрепление способов действий при экспериментировании: развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы „В удивительном мире камней“» размещена в разделах
3. Формирование навыка работы со схемами.
4. Активизация речи детей, закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
5. Развитие творческих способностей детей.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед "Занимательная минералогия"; экскурсия в парк.
Чтение художественной литературы: сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”, "Серебряное копытце"; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»; рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать",
Демонстрационный материал: презентация по теме, сундук с камнями, схемы, пазлы «Горы», контейнер.
Раздаточный материал для опытов (схемы, подносы, ёмкости с водой, пластилин, камни по количеству детей).
Для творчества: основы, стеклянные камешки.
Ход занятия.
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель:
В начале нашего занятия предлагаю поздороваться друг с другом и со всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад, я встретила почтальона, который передал мне посылку для ребят нашей группы.
-Как вы думаете, что в ней?
-Давайте попробуем определить на ощупь?
(Дети на ощупь определяют)
Воспитатель: Кто догадался, что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Проверим? Да, это действительно камни! Посмотрите сколько их здесь и все они разные!
(Слайд изображение Хозяйки Медной Горы)
-А здесь еще и письмо от Хозяйки Медной горы. Узнаем, что в нём?.
«Здравствуйте, ребята! Я - Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. У меня случилась беда. Злой колдун разрушает мои горы. А если много людей узнает о свойствах камней и их пользе, тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться».
Цель:
Воспитатель: Ребята мы поможем Хозяйке медной горы? Чем?
Сегодня ребята мы с вами узнаем о свойствах камней и их пользе для человека. За каждое выполненое задание мы будем получать подарок.
Вводная беседа:
-Хозяйка Медной горы охраняет горы.
-А, что такое горы?
-А, вы видели горы? Где? (Слайд фото горы)
-Горные пейзажи вдохновляли многих художников.
-Я хочу показать картины, на которых изображены горы. Посмотрите, какие они высокие (слайд картины с изображением горы).
-Кто, может сказать, из чего состоят горы? (Из камней.)
-В нашем регионе нет гор, но вы все видели камни. Где вы их могли видеть?
(слайд камни)
-Чтобы помочь Хозяйке Медной горы, нам надо узнать свойства камней, а как мы это можем сделать?
Опытно-экспериментальная работа
Тогда давайте поспешим в нашу исследовательскую лабораторию, где проведем опыты с камнями.
(Дети проходят за стол-лабораторию, одевают фартуки)
Воспитатель:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.
(Рисунок на доске)
Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.
Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?
Дети: вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.
Воспитатель: Результаты своих экспериментов вы будите фиксировать в своих таблицах, ставя галочку карандашом в соответствующих клетках.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни : серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (дети обводят в индивидуальных таблицах, один ребёнок приглашается к доске).
Опыт №2. Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт.
Возьмите камень в руку и прислоните к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
А как вы думаете можно камень согреть? Как?
Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.
Воспитатель: Стал камушек теплее?
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
-Занесем данные в таблицу.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
-Мы сейчас по очереди потрогаем камушки. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шероховатый (шершавый).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
(Занести в таблицу)
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).
Воспитатель: Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.
ОПЫТ №5. «Плавучесть»
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).
(Пазл дается за каждый опыт ребёнку, который отмечает свойства на доске).
Физкультминутка.
-Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Физкультминутка - игра «Гора и камешки».
Стоит гора – старушка
До небес макушка, (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает. (стряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)
Камешки теряет. (качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (наклоны в разные стороны)
Катятся, катятся камешки прочь (бег на месте).
(Дети получают очередной пазл)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы обсудим, чем полезны и опасны камни. Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».
Нам нужно разделиться на две команды (по цвету значков на одежде дети подходят к своему столу, обозначенному тем же цветом)
(Дети отмечают положительные и отрицательные характеристики камней, каждая из команд в своей таблице).
Дом
Украшения, картина из камней… Смайлик +
Разбитое окно
Ушибленная нога Смайлик -
Мощенная дорога
Лечебные камни.
По завершению взаимопроверка.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
(Обе команды получают по пазлу)
-Итак, что мы можем рассказать о камнях Хозяйке Медной горы?
(Рассказ детей с опорой на схемы).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Спасли горы?
-Давайте проверим и соберём пазл.
-Ребята, мы узнали тайны камней, о их назначении, помогли Хозяйке Медной горы, спасли красоту гор и они опять удивляют всех своей красотой. Да полюбуйтесь сами.
(Слайд)
Воспитатель: А что это здесь? Посмотрите, какой красивый сундук! Посмотрим, что в нем!
Воспитатель показывает на сундук, в которых собраны камни + ёлочная гирлянда.
Воспитатель: Да это Хозяйка Медной горы приготовила для вас разные камешки.
-Что можно из них сделать?
Мы можем использовать их для изготовления поделки.
Творческая мастерская.
Дети изготавливают цветы из камушков марбелс, приклеивая их на основу.
(Педагог оказывает индивидуальную помощь).
Воспитатель: Какие красивые цветы у вас получились!
Итог.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас?
Маша….
Даня….
….
Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы! Спасибо вам! Похвалили себя, похлопали.
Ребята, если вам, было, интересно заниматься, положите белый камешек к горе. Если не интересно.
Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного.
… в память о нашей встрече у нас останутся эти камешки. Они станут началом вашей коллекции, а коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.