МААМ-картинки

«Люблю березку русскую». Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе

Наталья Корикова
«Люблю березку русскую». Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе «Люблю березку русскую» с использованием элементов мнемотехники и здоровьесберегающих технологий.

Выполнила: воспитатель высшей категории ГБДОУ №9 Калининского района Санкт-Петербурга Корикова Наталья Тихоновна

Цель. Развитие познавательных способностей, речемыслительной деятельности детей.

Задачи.

Образовательные.

Темочки:

Формировать представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни растений.

Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.

Приобщать детей к миру искусства

Развивающие

Развивать речь и словарный запас детей.

Развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, воображение, используя мнемотехнический прием крокирование.

Развивать коммуникативные навыки у детей.

Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Воспитательные.

Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, стране.

Ход совместной деятельности

Вход детей.

Воспитатель. Все готовы! Мы можем начинать!

Но для начала, надо «Здравствуйте» сказать! Давайте поздороваемся с гостями. Ребята, я очень рада видеть вас.

(Раздается стук в дверь. Заходит взрослый, и передает посылку, где написано: «Детям России от Лунтика»).

Воспитатель: (воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, девочки и мальчики России! Пишет вам Лунтик. Я прилетел с Луны на вашу планету Земля, чтобы узнать о ней как можно больше всего самого интересного. За время пребывания здесь я подрос и мне многое стало очень интересным. Например, меня интересуют деревья Земли. Мне известно о самых необычных деревьях вашей планеты, а вот о самом любимом русском дереве я ничего не знаю. У меня много заданий для вас. Выполните их, и получите сюрприз от меня. Ваш Лунтик».

Воспитатель. Поможем Лунтику, ребята? Наше занятие будет снято на видео и все, что мы расскажем о нашем русском дереве, отправим Лунтику, договорились?

Дети. Да!

Воспитатель. Лунтик хочет узнать все о любимом русском дереве. Значит, надо отправиться в лес.

Физкультурная пауза.

Я хочу вас пригласить, на полянке погостить,

Чтоб потом вы вспоминали, как со мною здесь играли.

Надо тропочкой пройти, чтоб к полянке нам прийти (ходьба обычная) Впереди ручеек, перейди его разок (ходьба широким шагом)

Пробирайся осторожно, замочить здесь ноги можно (ходьба на носках)

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке (прыжки на двух ногах)

Мы пришли с вами друзья, вот она поляночка моя.

Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!

Правда, дети, здесь красиво? Аж, захватывает дух!

(Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики-пенечки)

Воспитатель: в какой стране мы живем? Что представляете вы, когда говорите о России?

Дети: блины, снег, балалайку, гармошку…

Воспитатель. Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают неповторимую природу России, особенно русское дерево.

(Воспитатель предлагает детям пройти к иллюстрациям с изображением деревьев). Что изображено на картинах?

Дети: на картинах изображены разные деревья.

Воспитатель. Какие виды деревьев вы знаете?

Дети: деревья могут быть лиственные и хвойные.

Воспитатель. Какие лиственные деревья вы знаете?

Дети: береза, дуб, липа, клен, яблоня, тополь, осина

Воспитатель. Какие хвойные деревья вы знаете?

Дети: ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр

Воспитатель. Отгадайте дерево, которым восхищаются многие поэты и писатели. Вы догадаетесь сами, когда отгадаете загадку:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Как называется это дерево?

Дети. Береза.

Воспитатель. Правильно.

Мы с вами оказались в березовой роще.

Давайте присядем и полюбуемся красотой берез.

И начнем выполнять задания Лунтика.

Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью?

Дети: береза-символ России. Береза – это самое распространенное дерево в России,

1 задание от Лунтика. «Расскажите о строении дерева и

произнесите ласково слова».

Воспитатель: назовите части дерева?

Дети: у дерева корни, ствол, ветки, крона, листья.

Воспитатель: ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?

Дети. Да.

Воспитатель. Я буду называть деревья или части дерева, а вы должны произнести их ласково.

Дети: ель – ёлочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка, корень - корешок, лист – листик, сережки – сережечки, каштан – каштанчик, жедудь – жедудочек, дуб – дубочек, рябина – рябиночка и др.

Березка какая? Назовите ласково (Белоствольная, нежная, стройная, грустная, любимая, русская, красивая)

2 задание Лунтика. Рассказать о поэтах и художниках.

Как они изображали березку и рассказывали о ней.

Воспитатель. Березе посвящено большое количество песен, стихотворений, написано много картин. Невозможно отвести взгляд от этого тонкого белого стана березки. Ее очень любят.

Береза стала символом России благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихах береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной. (Дети рассматривают картины и слушают стихи о березке по временам года)

Березка зимой. Русский художник Грабарь И. Э. написал прекрасную картину про зимнюю березу и назвал ее «Февральская глазурь».

С. Есенин тоже написал стихотворение про зимнюю березку:

Белая береза под моим окном…

Березка весной. Картина И. И. Шишкина «Березовая роща»

Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы. С. Есенин

Березка летом. Картина И. И. Левитана «Березовая роща».

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками… А. Прокофьев.

Березка осенью. Картина Поленова В. Д. «Золотая осень».

Люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю – и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…Н. Рубцов

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан. С Есенин.

3 задание Лунтика. Выучить стихотворение про березу осенью

Воспитатель. Поэтесса Е. Трутнева так описывает берёзу осенью:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем

И летят, летят, летят,

Под ногами шелестят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, Должно быть это

Пролетает наше лето.

Зарисуем это стихотворение в виде мнемотаблицы Но сначала подготовим глазки и пальчики рук к работе.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем - пальчики шагают по столу.

(Раздать таблицы на 9 клеточек и простые карандаши). Воспитатель на мольберте зарисовывает значками (кроками) содержание стихотворения, обговаривая каждый символ с детьми, а дети – у себя в табличках кроки изображают. Мнемотаблица готова).

4 задание Лунтика. Как пишется слово «Береза»?

Дети делятся на две команды и из букв собирают слово «Береза».

5 задание Лунтика. Дидактическая игра «Одень березку».

Ход игры. На столе раскладываются листья различных деревьев (рябины, ели, каштана, дуба, клена, березы). Дети делятся на две команды. На мольбертах прикреплены ватманы, на которых изображены березовые стволы. Две команды прикрепляют листики к ватману. Кто первый «оденет» березку в листики, тот и выиграл.

Воспитатель. Еще в древности люди отметили кроме красоты березки и ее многие полезные свойства. Посмотрим фильм про березку.

Видеофильм про березу. (После просмотра гимнастика для глаз)

Все, что мы узнали из фильма о березе, ее полезных свойствах, о русских народных традициях, связанных с березой, будем вместе с вами прикреплять в виде картинок на магнитную доску. (Раздать картинки о свойствах березки детям).

Получился коллаж «Все о березе и ее полезных свойствах».

Релаксация: «Путешествие в волшебную рощу» под звуки леса.

Воспитатель. Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в роще, где много берёз и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах берёз. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день. А теперь открываем глаза и возвращаемся на занятие.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу.

Рефлексия.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы делали на занятии? Вам понравилось занятие, ребята?

Что вы нового узнали о БЕРЕЗЕ?

Какой подарок мы сегодня приготовили Лунтику?

Какой вывод сделаем о русском дереве – березе?

Дети: мы составили мнемотаблицу о березе осенью, коллаж о березе, выполнили все задания Лунтика.

Воспитатель: где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России! И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна Земля Русская! Лунтик будет очень доволен. Ребята, я благодарю вас за интересную встречу, правильные ответы на вопросы. Сейчас мы отправим посылку Лунтику. (Воспитатель с детьми кладут запись занятия в посылку Лунтику и находят сюрприз от него).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по рисованию на камнях «Люблю березку русскую» ко Дню березы на МAAMДетский мастер-класс по рисованию на камнях «Люблю березку русскую» ко Дню березы на МAAM На сайте ко Дню березы было показано много интересных работ в разных техниках исполнения, использовались разные материалы: краски, цветная.

Фотоотчет о реализации проекта «Люблю березку русскую» в младшей разновозрастной группеФотоотчет о реализации проекта «Люблю березку русскую» в младшей разновозрастной группе Цель проекта: сформировать у детей представление о березе как об образе России. Задачи проекта: Образовательные: расширить знания детей.

Фотоотчет «Люблю березку русскую»Фотоотчет «Люблю березку русскую» Начина с раннего возраста мы прививаем у детей любовь к родному краю, к природе, к деревьям прорастающих в нашей местности. И нет такого.

Фотоотчет о проведении мини-проекта «Люблю березку русскую»Фотоотчет о проведении мини-проекта «Люблю березку русскую» Мини-проект «Люблю березку русскую». Троица – это праздник любим всеми и взрослыми и детьми. В этом празднике слились воедино два праздника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люблю березку русскую». Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 00:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Люблю березку русскую». Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Корикова (УИ 343038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД