МААМ-картинки

«Удивительная береста». Конспект занятия по познавательной деятельности

Владислава Алексеевна Бураева
«Удивительная береста». Конспект занятия по познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема «Удивительная береста»

Цель: формирование представлений у детей о свойствах бересты, через

исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- расширить элементарные представления о свойствах бересты;

традиционных свойствах коренных народов Югры;

- закреплять умение видеть и называть отличительные особенности и

свойства предметов;

- активировать словарь детей (береста, фарфор, фарфоровая, глиняная,

деревянная, хрупкая, прочная, туесок);

- закреплять умение работать с ножницами, клеем.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к традиционным ремеслам коренных

народов Югры;

- внимательность, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе. Уважение к традициям

народам родного края, любознательность.

Материалы и оборудование:

Посуда из фарфора, глины, дерева, береста (разные по форме и размеру,

стакан с водой, иллюстрации березовой посуды разной по форме и

размеру, ножницы, клей, бумажные салфетки, интерактивная доска.

Ход занятия

Воспитатель

- Доброе утро ребята. На улице сегодня холодно, а в нашей группе тепло,

уютно и весело. А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка

– это маленькое солнышко. От которого становиться тепло и весело.

Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить

окружающим хорошее настроение.

Сегодня у нас занятие не простое, к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Вы готовы. Тогда начинаем.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

- Как называется округ, в котором мы живем?

- Кто вспомнит, как называется столица нашего округа?

- Какие люди населяют наш край с давних времен?

Дети: ханты, манси.

- Что мы уже знаем о жизни и быте этого народа? (они занимаются

рыболовством, оленеводством, охотой)

Молодцы

- Наше занятие мы продолжим загадкой. Когда вы ее отгадаете, то

узнаете, о чем мы с вами будем вести речь.

Загадка: В ней и суп и кашу варят

И картошку тоже жарят

Из нее едят и пьют

Ее моют, берегут (ответ детей)

Воспитатель

- Правильно, ребята. Это посуда.

- Много посуды нужно человеку для жизни. Посуда нужна, чтоб готовить

еду, хранить еду, и посуда, из которой пьют и едят.

- А из чего же она может быть сделана?

(ответы детей) - стекла, металла, фарфора, дерева.

Воспитатель

- Правильно В наше время посуду делают чаще всего из фарфора, стекла,

керамики.

- А вот раньше посуду лепили из глины.

- Обратите внимания на стол. На нем стоит посуда из этих материалов.

- Возьмите в руку посуду из фарфора.

- Расскажи, посуда из фарфора какая. (ответ тонкая, хрупкая, лёгкая) -

фарфоровая

- Теперь возьмем в руки посуду из глины.

- Что можно сказать про эту посуду? (тяжелая, легко можно разбить).

- Сейчас возьмем посуду из дерева. Рассмотрим ее.

- Расскажите, какая она? (деревянная, легкая, прочная).

Воспитатель

- Коренные народы Югры много по тайге кочуют - переезжают с места на

место. Как вы думаете, какая им посуда нужна? (ответы детей)

Воспитатель

- Правильно, им нужна легкая и прочная посуда, чтобы можно было вести

ее с собой и не бояться уронить, разбить.

Тяжелое и хрупкое легко разбить.

- В сибирской тайге есть дерево, которое такой материал человеку дает.

Отгадайте загадку.

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и серёжках.

Это белая. (березка)

(загадка про березу)

- Правильно. Это береза. Береза имеет белый ствол. Верхняя часть

березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она никогда

не гниет, поэтому ее применяют в быту у многих народов.

- Издавна народ ханты пользовался берестяной посудой.

- Изготавливали самые разнообразные короба, детские люльки.

- Берестяные изделия украшали красивыми, разнообразными

орнаментами.

- Женщины-мастерицы учили своему мастерству.

- Бересту с березы снимали в определенный период.

- Ее снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо

снимать бересту, чтобы не навредить дереву.

- Обязательно нужно выбрать березу с ровным стволом, и вот таким

способом, аккуратно бересту снимают.

- Если бересту правильно обработать, то она станет удивительным

материалом, из которого можно сделать различные изделия.

- А сейчас приглашаю вас на нашу маленькую выставку берестяных

изделий.

(рассматривают изделия из бересты)

Воспитатель

- Вам понравилась выставка?

- В том, что берестяная посуда легкая, мы с вами убедились. Теперь

давайте испытаем ее на прочность.

- Присаживаемся за столы.

(на столах стоят тарелочки с кусочками бересты)

Воспитатель

- Возьмите в руки кусочек бересты.

- Какая береста на ощупь? (с одной стороны гладкая, с другой -

шероховатая)

- Попробуйте ее свернуть, помять, порвать.

- Получилось? (с одной стороны береста не рвется, значит она прочная, с

другой стороны легко отслаивается).

- Если бересту можно свернуть, то она эластична.

- А теперь давайте ее в воду опустим.

- Что произошло? (береста не тонет)

- Значит береста очень легкая, поэтому и не тонет в воде.

- Давайте попробуем налить воду в посуду из бересты.

- Что мы видим? (вода не капает)

- Правильно, береста совершенно не пропускает влагу.

Воспитатель

- Давайте с вами повторим, что нового вы узнали про бересту:

- Почему народы Югры стали делать посуду из бересты (береста прочная

и легкая. Посуду легко перевозить)

- Из бересты можно делать не только посуду, но и украшения, игрушки,

музыкальные инструменты и сундучки для хранения вещей. (В это время

воспитатель берет сундучок)

- Ой, ребята, что-то там есть. (Открывает и показывает внутри

маленькие корзиночки)

- Смотрите ребята, берестяные корзинки. (на дне лежат листки с

орнаментом)

- Как вы думаете, для чего нам это? (для украшения)

- Верно, такими орнаментами разные народы украшают свои изделия для

красоты. Вот, например, этот орнамент у коренных народов Югры,

означает – ветки Березы. Давайте тоже украсим наши корзиночки.

Рефлексия

(на столе раздаточные тарелочки, влажные салфетки, клей, ножницы,

доска)

- Для нашей работы понадобятся: ножницы, клей и досочка для работы.

- На нужно будет вырезать полоску с узором и аккуратно приклеить на

нашу корзиночку.

- Перед тем как приступить к работе, мы с вами вспомним технику

безопасности при работе с ножницами.

- Выполнение работы детьми (воспитатель обращает внимание на

выполнение работы, оказывает помощь, указывает на ошибки)

- выставка работ

-подведение итогов занятия

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

«Петрушка в гостях у ребят». Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием ИКТ«Петрушка в гостях у ребят». Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием ИКТ ЗАДАЧИ: Образовательные: 1. Закрепить понятие геометрические фигуры, умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Удивительная береста». Конспект занятия по познавательной деятельности
Опубликовано: 16 января 2025 в 11:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Удивительная береста». Конспект занятия по познавательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Владислава Алексеевна Бураева (УИ 3523085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД