Елена Вячеславовна Гращенкова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ»
по познавательно- речевому развитию
«Какие бывают басни»
по произведениям И. А. Крылова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского
воспитатель Гращенкова Е. В.
г. Смоленск
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Какие бывают басни“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.
• раскрытие и уточнение отрицательных понятий и качеств: лесть, неискренность, лживость, тщеславие, трусость. Отметить наличие в баснях положительных качеств героев – храбрость, честность, смелость, скромность, трудолюбие.
• создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.
• развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
• активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми понятиями и устойчивыми словосочетаниями
• содействовать желанию познания нового
Предварительная работа:
• чтение детям басен разных писателей – И. А Крылова, Л. Н Толстого, К. Д Ушинского с последующим рассматриванием красочных иллюстраций
• знакомство с портретами русских баснописцев
• показ мультфильмов по басням И. А Крылова
• прослушивание аудио записей басен
• знакомство с портретами писателей
• театрализованные постановки
Оборудование:
• детские книги басен различных писателей
• иллюстрации к басням
• диски с мультфильмами и аудио-сказками
• костюмы к инсценировкам, елки
• портреты баснописцев, иллюстрация памятника И. А Крылову и отдельно барельефа памятника
• мольберты
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть на вас и послушать, какие интересные произведения мы с вами теперь знаем. Потому, что на нашем занятии и вы, и наши гости узнают много нового и поучительного. Проходите, пожалуйста, и давайте начнем наше путешествие.
2. Беседа
Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басни.
Известно ли вам, друзья, что басни – это один из самых древнейших жанров литературы. Они появились давно в Древней Греции. Впервые этим названием – басня – назвал свои произведения древнегреческий философ и поэт Эзоп. Его басни были необычны для слуха, писались своеобразным языком иносказаний. В них Эзоп высмеивал людские недостатки и подчеркивал достоинства, но не указывал на них прямо, а описывал намеками и загадками.
В других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Во Франции был известен своими произведениями Лафонтен, в Англии – Томас Мур. У нас в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. И сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, где мы все удобно устроимся, побеседуем и познакомимся с некоторыми баснописцами, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране.
Дети рассаживаются полукругом возле одного из мольбертов
Дети, давайте вначале вспомним, что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений?
*Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями
*в баснях всегда есть мораль
*басни короткие, их легко читать
Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое? Объясните, пожалуйста.
*мораль – это поучение, какой-то совет
*это, когда нам объясняется, как не надо поступать
Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях?
*звери, растения, иногда даже предметы
А как ведут себя звери в баснях? Кого представляют на месте зверей?
*звери ведут себя, как люди
*они разговаривают, спорят, ссорятся или мирятся
*на месте зверей обычно представляются нам люди
Как отличить басню от сказки или от стихотворения?
*в баснях всегда есть звери, они могут быть плохие или хорошие
*есть вывод или поучение
*они короткие, их просто читать
*в баснях показывается человеческие плохие качества
Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями?
*читали книги
*смотрели мультфильмы
*рассматривали иллюстрации
Молодцы, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с писателями, которые в нашей стране писали басни. Каких известных баснописцев вы знаете?
*Иван Андреевич Крылов
*Лев Николаевич Толстой
*Константин Дмитриевич Ушинский
Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого писателя. Кто знает, как его зовут?
*Лев Николаевич Толстой
Какие басни Л. Н Толстого мы с вами читали?
*Лев и мышь
*Стрекоза и муравьи
*Два товарища
Как писал свои басни Л. Н Толстой?
*в виде маленького рассказа
Давайте вспомним басню Л. Н Толстого «Два товарища». Представьте, что наши гости не читали этой басни, расскажите ее. О чем в ней говорится?
Кто главные герои?
*дети рассказывают басню по-очереди, отрывками
*главную мысль басни озвучиваем вместе, и делается вывод
Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное качество?
*высмеивается трусость
*учит быть смелым и храбрым
*учит не бросать друга в беде
Посмотрите на следующий портрет. Знаете ли вы этого писателя? Правильно, это Константин Дмитриевич Ушинский. Какие басни К. Д Ушинского мы с вами читали? Как писал басни этот автор?
*Сила – не право
*Умей обождать
*автор писал свои произведения в виде небольшого поучительного рассказа, очень похожего на сказку
Давайте вспомним басню К. Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении?
Дети дают ответы на поставленные вопросы.
Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету. Узнаете ли вы этого писателя? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Этот известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей писавших басни. Какие басни И. А Крылова мы с вами читали?
*Стрекоза и Муравей
*Мартышка и Очки
*Ворона и Лисица
*Лиса и Виноград
*Трудолюбивый медведь
*Квартет
*Лебедь, Рак и Щука
Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним некоторые из них. Например, басню «Стрекоза и Муравей». Расскажите, пожалуйста, о чем эта басня? Кто главные герои? Какие они? Чему учит басня?
Кратко разбираем басню.
Чудесная получилась у нас с вами беседа! Вы порадовали меня своими ответами! А теперь наша картинная галерея закрывается, и я предлагаю вам немного прогуляться.
3. Театрализованное представление
Пока мы с вами гуляем я хочу, чтобы вы немного представили себе то время, в котором жили писатели, чьи басни мы читали.
В те времена, в прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы посетить такое небольшое представление в одном богатом доме?
*да
Тогда давайте вспомним, что такое театр? Какие правила поведения в театре вы знаете?
*вести себя надо спокойно
*разговаривать во время представления нельзя
*нельзя ходить во время спектакля
*в конце нужно аплодисментами поблагодарить актеров за представление
Дети переходят на ковер, где как в театре поставлены скамейки. Устроена небольшая сцена, на которой расположены елки обозначающие лес, коврики – полянки. Под одной из телок лежит кусочек сыра (муляж). Двое детей переоблачаются в лисичку и ворону с помощью масок и накидок соответствующего цвета.
Итак, мы с вами в гостиной одного достойного горожанина, где Иван Андреевич Крылов представляет свою басню «Ворона и Лисица». Представление начинается.
Инсценирование басни.
Прекрасно, друзья мои! Понравилось ли вам? Хотите ли вы поставить еще какую-нибудь басню? Мы обязательно это с вами сделаем. А сейчас поблагодарим наших актеров и отправляемся дальше.
4. Прогулка по Летнему саду к памятнику И. А Крылову. Беседа, рассматривание.
А теперь, дорогие мои ребята, я предлагаю вам закрыть глаза. Ваши глазки закрыты, и внимательно слушая меня, вы попробуете перенестись в один очень красивый древний и прекрасный город. Он называется Санкт-Петербург. Он расположен на берегах полноводной реки Невы. Это чудесный город с прямыми улицами, каждая из которых ведет к воде. Это очень зеленый город, в нем много парков и аллей. А еще Санкт-Петербург знаменит своими изумительно красивыми фонтанами. Сейчас мы походим к ограде Летнего сада, так называется один из самых известных парков города. Идем по его зеленым аллеям. Вокруг гуляют горожане. И вот мы вышли на небольшую площадь, на которой стоит необычный памятник. Давайте откроем глаза и присядем на скамейки этого сада, чтобы внимательнее рассмотреть этот памятник.
Дети переходят от ковра ко второму мольберту, на котором расположены иллюстрации памятника И. А Крылова.
Рассмотрим этот памятник. На бронзовом кресле сидит «дедушка Крылов». В руках у него книга или блокнот. Он глубоко задумался о чем-то. Какие мысли приходят к вам, когда вы смотрите на этот памятник?
*возможно, он пишет новую басню
*может что-то увидел и решил записать это
Посмотрите, пожалуйста, на основание памятника. Там на барельефе вы должны заметить кое-что неожиданное.
Детям представляем увеличенное изображение барельефа.
*на барельефе звери
*это герои его басен
Каких знакомых персонажей вы там видите. Назовите их.
5. Викторины
Я вижу, что наша прогулка не прошла для вас бесследно. Вы назвали многих героев басен И. А Крылова. Мне очень приятно, что я смогла удивить вас. Думаю, что когда вы вырастете, вы обязательно захотите посетить город Санкт-Петербург и собственными глазами увидеть все его исторические места, в том числе и памятник И. А Крылову.
А сейчас я хочу, чтобы вы немного отдохнули и поиграли. Готовы? Отлично.
• викторина «Из какой басни фраза»
• игра «Какая это басня?» по иллюстрациям из разных басен.
6. Заключительная часть
Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы работали на нем, как отвечали, играли и путешествовали! А что вам понравилось?
Но на этом наше занятие не заканчивается. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами сегодня состоится необычное занятие и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть?
Детям заранее готовится подарок – книга-игра «Лучшие басни для детей» с пазлами и сладкий сюрприз- печенье необычной формы или вида.