Валентина Тумайкина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цель: вовлечение детей в экспериментально- исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.
Задачи:
Образовательная:
• познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая);
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающая:
• развивать навыки проведения первых опытов;
• развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная:
• формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
• Воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Материалы и оборудование: компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки
, тарелочки, губки-тучки, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем, что при
встрече нужно здороваться. (дети здороваются)
Теперь встаньте в кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Дети: Будем очень мы стараться!»
Воспитатель: А сейчас, по- удобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Слайд 2 Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку)
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
Капелька: «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)
Слайд 3 Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).
Слайд 4 Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
Читаю стихотворение Н. Рыжовой
(Стихотворение сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Слайд 5 Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Слайд 6 Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода?
Слайд 7 (На экране показывают картинки- подсказки дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения.
Воспитатель: для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли)
Нужна ли рыбам вода; для чего? (Они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде.
Слайд 8 Ребята вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Она очень нужна всему живому : и людям, и животным, и растениям, а еще вода может делать чудеса. Давайте я вам расскажу и покажу, какая волшебница бывает вода. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да). Тогда проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Сейчас мы поиграем с водичкой, а Капелька понаблюдает за нами.
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Егора льётся, у Вики льётся, у всех льется?
Слайд 9.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?
Дети делают вывод: потому что она жидкая.
Слайд 10 И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость). Что означает этот знак? (Дети отвечают).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите,ребята, вода – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Аделина, какое Василиса. Что означает этот знак Наташа?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (Ответы). Правильно. У воды нет вкуса. Она какая …. (безвкусная). (Вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (Вкуса).
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).
– Какого цвета молоко? (Белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей).
– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
(Вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак? (Вода не имеет цвета, она бесцветная).
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Слайд 11 Физминутка: игра «Тучка».
Выходите ко мне в кружок. Представьте, что я мама - тучка, а вы мои капельки детки. Пусть облако нас подружит (дети берутся за руки, а ветерок нас закружит (кружатся).
В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.
Мы будем весело шагать (шагают на месте)
И улыбаться (показывают руками на улыбку).
Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)
И наклоняться (наклон).
Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)
И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных).
Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)
И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её).
– Вам понравилась игра?
– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч).
– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)
– А хотите узнать тайну дождя.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.
Слайд 12
– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.
– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке. Она становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать дождик.
Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста, всё ко мне.
Наше знакомство с водой закончилось.
Слайд 13 Предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.
Слайд 14 Ребята мне очень понравилось, как вы играли с водичкой, что вы были внимательными и сообразительными. Капелька тоже очень рада, что побывала у вас и узнала о себе много нового и интересного, а теперь она с нами прощается и улетает к тучке–маме. Давайте дружно попрощаемся с ней. До свидания.