Ольга Томилина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Добрые поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Образовательные задачи:
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей;
- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Добрые поступки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков.
Материал: магниты по количеству детей, 5 конвертов с письмами от сказочных героев Золушки, Почтальона Печкина, Трех поросят, Буратино, Незнайки, картинки с изображением сказочных героев, тарелочки с предметами: резиновые игрушки, пуговицы, скрепка, спичка, лист бумаги, ткань; стаканы с водой и большие скрепки по количеству детей, тарелки с гречкой и болтиками, ведерко с мелким пластмассовым конструктором, бумажками и скрепками, 3 разных домика из картона и 3 крыши к ним (с обратной стороны к ним приклеены скрепки)
Ход работы:
Организационный момент, эмоциональный настрой:
Поздоровайтесь с гостями!
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У друга теплая рука,
Поглажу друга за руку немножко,
Нам хорошо, когда мы с другом рядом,
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
Теперь я вижу у вас хорошее настроение.
- Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. В сказках добро всегда побеждает зло. Согласны? А вам хотелось бы помочь сказочным героям, если б они обратились к вам за помощью? Сегодня вам такая возможность представится.
- Сегодня я получила письма от героев из сказок, чтобы узнать от кого эти письма, давайте пройдем лабораторию, но прежде всего вспомним главные правила работы в ней: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, выполнять все спокойно. Именно так выполняют опыты ученые в своих лабораториях.
- Итак, прочтем первое письмо! И первое письмо от (показываю картинку Почтальона Печкина?
Письмо №1 от Почтальона Печкина
«Дорогие детки! Я рассыпал скрепки!
Что же делать? Как мне быть?
Документы чем скрепить?»
- Да дети – вот это проблема! И как он умудрился их просыпать в мелкий пластмассовый конструктор? Ой, а там ещё и бумажки какие-то! Давайте придумаем, как помочь Почтальону Печкину (дети рассуждают)
- Очень интересные идеи вы предложили.
У меня есть волшебный камень.
Послушайте про него загадку:
«Хватаю в крепкие объятия металлических я братьев»
Что это ребята?
Как вы думаете, ребята, а с помощью магнита Почтальон Печкин может достать скрепки?
Опыт №1
- Я беру магнит, провожу им над стаканом с конструктором – только скрепки зашевелились и примагничиваются к магниту! (Дети пробуют).
- Получилось?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое и притянуло все скрепки!
- Теперь Печкин может спокойно работать!
Письмо №2 от Золушки.
«Я очень хочу попасть на бал. Но злая мачеха и вредные сёстры насыпали мне в гречку железных болтиков, надеясь, что я не успею»
- Ребята, поможем Золушке? Как же нам ей помочь? (дети рассуждают)
- Может, нам снова магнит поможет? Попробуем?
Опыт № 2:
- Я беру магнит и провожу им над тарелкой, железные болтики притягиваются к магниту! (Дети пробуют самостоятельно).
Вывод: Сила магнита действует сквозь гречку. Магнит притягивает железные предметы.
- Посмотрите на картинку. Золушка смогла быстро разобрать пшено и успела на бал.
Письмо №3 от Трех поросят.
«В нашей сказке ураган
Все дома переломал!
Ребятишки, помогите!
Домики нам соберите!»
Опыт №3:
- Поросятам нужно где - то жить, и мы им поможем! Это очень сложно – следите за моей рукой! Нужно провести магнитом под домиком и крышей из картона и соединить их!
Вывод: магнитные силы действуют и через картон.
- Как обрадовались поросята!
Физкультминутка: «У оленя дом большой»
Письмо №4 от Буратино.
К папе Карло я спешил,
Ключик в воду уронил!
Его достаньте, помогите!
Да только рук не замочите!
Опыт №4:
- В стакан с водой опускаем скрепку – это ключик. При помощи магнита по наружной стенке стакана вытаскиваем скрепку – ключик. Получилось?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: сила магнита действует свозь воду и через стекло.
Письмо №5 от Незнайки.
- Кто же написал нам такое письмо? (ответы детей)
«Дорогие ребята! Я решил поехать в гости к Винтику и Шпунтику. Но вот беда – моя машина сломалась. Чтобы её отремонтировать, нужны только металлические детали. Какие из них металлические, а какие нет, я не знаю. Что мне делать?»
- Как мы сможем ему помочь? (дети рассуждают)
Опыт №5: «Магнит притягивает детали только из металла»
– Как мы сможем отличить металлические детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
–Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
- На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только металлические и положить на желтую тарелочку. Берем магнитики и начинаем эксперимент. Какие детали вы положили на желтую тарелочку? (ответы детей).
- А какие предметы остались в красной тарелке? Почему? Какие можно сделать выводы? (В красной тарелке остались детали из пластмассы, из дерева, из бумаги и из резины. Потому что они не притягиваются к магниту).
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
- Ребята, я вам приготовила сюрприз (воспитатель достает рукавицу, в которой спрятан магнит, надевает на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица
По внимательней смотрите,
За рукой моей следите.
(Воспитатель притягивает железные предметы).
- Ребята, вы догадались, как у меня получилось.
-Правильно, молодцы.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали (проводили опыты).
- А какой опыт вам больше всего понравился? Да, согласна с вами, мне тоже понравился опыт с водой.
- Ребята, мы с вами сегодня много узнали и помогли сказочным героям.
Ну что же, ребята, мы сегодня в нашей лаборатории познакомились со свойствами магнита, в следующий раз мы будем проводить другие интересные эксперименты.
- А сейчас, посмотрите на нашу магнитную доску.
(На доске 2 картинки: солнечный день и дождливый день)
-Если вам было интересно сегодня, вы с пользой провели время и узнали много нового, то прикрепите свой магнитик на картинку с солнечным днём. Если было скучно, неинтересно, то на картинку с дождливым днем.