Елена Щербакова
Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе «Эти интересные опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эти интересные опыты».
Воспитатель:
Щербакова Елена Владимировна
Цель:
Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха)
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе „Эти интересные опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- алгоритм правила поведения в лаборатории
- разрезные картинки
- стаканы, салфетки, пластилин
- полиэтиленовые пакеты, зубочистки
- резиновые игрушки
- стеклянная банка с крышкой
- коктейльные трубочки и стаканы на каждого ребенка
- набор карточек с изображением различных предметов : фен, насос, пылесос, вентилятор
- изображение мегаполиса и деревни в лесу
- карточки на каждого ребенка (зеленая и красная)
- алгоритм свойства воздуха
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас в группе гости.
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями.
Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №3». (открыть)
«Здравствуйте, ребята! Я, младший профессор страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» и зовут меня Почемучкин. Мне поручили очень важное задание- узнать всё про воздух и его свойства. Но видимо я не очень хорошо слушал на уроках и многое пропустил. Ребята, помогите мне, пожалуйста, справиться с заданием. Чтобы попасть в мою страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» нужно будет выполнить сложные задания. Справитесь? Тогда для вас небольшие задания:
Задание 1. Собери картинку (разрезные картинки микроскоп, колбы)
- Ребята, а для чего нужны эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?
Задание 2. Давайте вспомним привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.
Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
Вижу я, что вы готовы к экспериментам. Жду вас в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ»
-Ребята, вы готовы? Тогда в путь. Все учёные немного волшебники, поэтому чтобы попасть туда, надо закрыть глазки и произнести волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ». А вот и еще одно письмо от Почемучкина. Давайте посмотрим, что в нем? А в нем загадка :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
А ещё, ребята, нам положили план нашей группы. Давайте рассмотрим его
и узнаем куда нам следовать. (Дальше дети выполняют задания следуя по карте)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух»
Воспитатель: Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
- Как можно его обнаружить? (ответы)
- А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Посмотрите, профессор Почемучкин приготовил для нас веер. Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)
Эксперимент № 2 «Слышим воздух»
Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
- А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Посмотрите, нам положили кусочки фольги. Как вы думаете для чего? Правильно, с помощью фольги можно услышать воздух. Попробуем?
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)
Эксперимент № 3 «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.
- Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
- Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Вывод: Воздух легче воды.
Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»
Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.
-Что у меня в руках? Весы.
Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).
Вывод: «Воздух имеет вес».
Физкультминутка
Воздушные шарики
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».
Воспитатель: Что это? Баночки.
Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?
Действительно, пахнет апельсином (эвкалиптом, духами).
Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.
Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Эксперимент № 6 «Чистый и грязный воздух»
Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые. А как называется ученый, мы сейчас попробуем узнать. (Дети раскладывают буквы по номерам и пробуют прочитать – ЭКОЛОГ). Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Давайте рассмотрим картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль). Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.
Вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Воспитатель подводит детей к открытой таблице. Ребята, давайте еще раз повторим, что мы сегодня узнали про свойства воздуха.
- воздух не видим («глаз»)- перечеркнут
- воздух имеет вес («весы»)
- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
- воздух можно услышать («ухо»)
- воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркнуты
- воздух не имеет запаха("нос")-перечеркнут.
Мы с вами выполнили все задания нашего профессора Почемучкина. А вот и письмо от него: «Ребята! Спасибо вам за помощь! Теперь я знаю всё про воздух и его свойства. И всегда буду внимательно слушать учителей! А пока вы мне помогали, я узнал еще одно свойство воздуха: оказывается с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Тогда вперед! До свидания, ваш младший профессор Почемучкин»
Ребята, смотрите, здесь на столах есть чистые листы и краска. Давайте попробуем порисовать воздухом. (Дети рисуют при помощи клякс и трубочками раздувают краску «кляксография»)
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте возвращать в наш любимый детский сад. Закрываем глазки и произносим волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир чудес мы не забудем
Рефлексия
Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Какой из опытов вам понравился больше? Вы сегодня были замечательными учеными и много узнали. И на память о нашем путешествии в лабораторию ЧУДЕС и ПРЕВРАЩЕНИЙ наш профессор награждает нас вот такими медальками «САМЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ»