Кривоносова Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайны стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
познавательно-исследовательской деятельности
по теме «Тайны стекла»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста
Воспитатель: Кривоносова Т. П.
Подготовительная группа «Дружные ребята»
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Тайны стекла“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Цель: Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д). Развивать любознательность.
Задачи:
Образовательная:
Знакомить с предметами из стекла, его происхождением, технологией переработки. Уточнить понятие, что стекло - естественный, природный материал, хрупкий по качеству. Продолжить знакомить со свойствами песка, его качеством, происхождением. Расширить словарный запас детей
Развивающая:
Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Умение оформлять предметы из стекла нетрадиционным методом. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Уметь рассуждать, делать выводы. Развивать интерес к познанию предметного мира
Воспитательная:
Учить соблюдать правила – безопасности при обращении с предметами из стекла. Стимулировать умение слушать друг друга (не перебивать) и обращаться с просьбой. Воспитывать бережное отношение к стеклу.
Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом.
Формировать художественный вкус.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Вид деятельности :
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, творческая, художественная.
Материал:
Колба, баночки (медицинские, ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда. Выставка предметов из стекла (посуда, стаканы, ваза, фигурки из стекла)
Предварительная работа: чтение энциклопедии, рассматривание фото альбома «Удивительный мир стекла».
Ход деятельности:
Сюрпризный момент: Обращают внимание на «Волшебный сундук».
Детям предлагается узнать, что там? Давайте я вам помогу, отгадайте загадку: Я – вид посуды, но не для еды,
Нарядные, во мне стоят цветы.
Находят вазу, рассматривают, отмечают, что она – стеклянная.
Воспитатель: А вы знаете, из чего делают стекло? (ответы детей) Сегодня мы с вами узнаем, какой же он, удивительный мир стекла, и сколько в нем скрыто тайн.
Воспитатель: И я предлагаю вам стать исследователями, чтобы узнать тайну стекла. Вы согласны? Скажите, где работаю исследователи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию. Посмотрите, что вы видите на рабочих столах?
( Ответы детей: песок, увеличительные стекла, лопатки, вода и т. д.)
Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение песок имеет к нашим исследованиям?
(Ответы детей)
Воспитатель: Из песка получается хрупкое, прозрачное стекло.
Более подробно мы можем узнать и увидеть тайну стекла в видеозале.
Детям предлагают просмотр фильма «Как получить стекло?» (дети садятся на стульчики)
После просмотра воспитатель подводит итог:
Воспитатель: Работа по изготовление стекла очень тяжелая. Как называют людей, которые выдувают стекло?
(Ответ детей - стеклодувы)
Воспитатель: Из чего изготавливают стекло?
(Ответ детей - из песка)
Воспитатель: Песок, какой материал?
(Ответ детей - природный, естественный)
Воспитатель: И поэтому стекло будет, какого происхождения?
(Ответ детей - природного, естественного)
Воспитатель: Скажите, как надо обращаться со стеклом?
(Ответы детей)
Сейчас я вас приглашаю в лабораторию, где мы немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен -
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок-
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Воспитатель: Почему осколки собирают веником и совком?
Дети: Можно порезаться. Для безопасности можно пользоваться и пылесосом.
Воспитатель: Молодцы ребята, усвоили правило безопасности.
Воспитатель: «Давайте пройдем в нашу лабораторию и начнем наши исследования. (предложить детям сесть за столы)
Эксперимент №1
Рассмотрите песок без увеличительного и с увеличительным стеклом. Что вы видите?»
(Ответы детей-большие и мелкие крупинки)
Воспитатель: «Они распадаются, почему?»
(Ответы детей - сухие, мелкие)
Воспитатель: «Потрогайте пальцами, покатайте по тарелочке, что чувствуете?»
(Ответ детей - крупинки твердые)
Эксперимент №2
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
(Вывод делают дети -)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу «стеклянную» выставку
(дети видят различные предметы из стекла : тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т. д.)
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, и просит назвать их…
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему?
(Ответы детей - они все сделаны из стекла)
Воспитатель: Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много.
Эксперимент №3
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столе, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные
предметы.
(Дети определяют, что они гладкие, холодные, ребристые)
Эксперимент №4
Дети вместе с воспитателем демонстрируют водонепроницаемость стекла, воспитатель в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.
(Вывод делают дети -)
Эксперимент №5
Воспитатель предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. ( Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.
Воспитатель: Теперь я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет какой – либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребёнок, возвращая мяч, называет, какой предмет. (Пузырёк из стекла – стеклянный)
Ложка из металла – металлическая.
Ложка из дерева – деревянная.
Ваза из глины – глиняная.
Ваза из стекла – стеклянная.
Машинка из пластмассы – пластмассовая.
Мяч из резинки - резиновый.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Линзы из стекла – стеклянная.
Поднос из металла – металлический.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую, где можете проявить своё творчество со стеклом.
Дети подходят к столам (садятся на стульчики, где лежит цветной картон и цветные стеклянные камешки. Каждый ребёнок придумывает свой сюжет.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Воспитатель: Что нового и интересного мы с вами узнали?
Воспитатель: Какие моменты вам больше понравились и почему? Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Спасибо всем за работу.
Спасибо за внимание!