Олеся Мусабирова
Конспект занятия по познанию во второй младшей группе «Знакомство с игрушками прабабушек и прадедушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; Дать начальные знания о народном творчестве.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по познанию во второй младшей группе „Знакомство с игрушками прабабушек и прадедушек“» размещена в разделах
• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
• Создать эмоциональное настроение.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: матрёшка, глиняные игрушки- конь, петух, деревянные ложки.
Ход занятия
I Организационный момент:
Коммуникативная игра
Встаньте дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
II Основная часть:
- Ребята, вы любите игрушки? (Да)
-А что вы с ними делаете? (Играем)
А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Давайте расскажем.
1. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший!
2. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
3. Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
4. Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Воспитатель: - Вот какие разные игрушки бывают.
-Ребята, а вы знаете, в старину когда ваши пробабушки, продедушки были маленькими не могли и мечтать о таких игрушках. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители или долгими, длинными вечерами их делали мастера и потом продавали на ярмарках. Игрушки делали из разных материалов: из глины, из дерева, из тряпочек и лоскутков ткани.
Давайте посмотрим какие же игрушки были раньше у наших пробабушек и продедушек.
Воспитатель: - Ребята, что это? (Игрушка - петушок)
Вот петух нарядный
Весь такой он ладный.
У большого петуха
все расписаны бока
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
- Из чего слепили эту игрушку? (из глины)
- Какого цвета гребешок, бородка?
- Что нарисовано на крыльях, на хвосте?
- Кто слепил такую красивую игрушку?
-Мастера, умельцы!
-А как нужно играть с такой игрушкой?
-Осторожно и аккуратно, так как она может быстро разбиться.
- Давайте расскажем русскую народную потешку про петушка.
Дети читают русскую народную потешку «Петушок»
- Давайте посмотрим дальше, что это? (конь)
- Вот какой конек красивый - тонконогий, пышногривый.
- Из чего сделали коня? (из дерева)
-Значит он какой? (деревянный)
Посмотрите на узоры, которыми украшен конь. (рассматриваем). Какого цвета грива, хвост, копытца? Какие элементы узора есть у нашего коня?
-У этого коня к туловищу что крепится? (Колеса)
Значит, как с ней будем играть? (катать)
-А у этого коня что крепится к туловище? (качалка)
-Как с ней будем играть? (качать)
Когда коней из дерева вырезали, их раскрашивали специальными красками. Можно, было, играть и с не раскрашенными коньками, ведь краски были не у всех.
- А теперь давайте поиграем, на лошадке поедим к бабе, к деду.
— Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!Бух.
- Ребята, как называется эта игрушка? (матрешка)
Воспитатель: Правильно, матрёшка!
Матрешка- это русская народная игрушка.
Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками.
-«Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?
-А вот мы их сейчас найдем»
Воспитатель: Ребята, посмотрите - была одна матрешка,
а теперь, сколько их стало?"
Дети Много
Воспитатель: А из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Значит, они какие?
Дети: Деревянные
-Ребята, посмотрите какие они красивые! Все они отличаются росписью, но у каждой свой наряд.
- Посмотрите, что одето у неё на голове?» (платочек)
- А что одето у матрёшки на туловище (сарафан)
- А впереди что подвязала на сарафан матрёшка? (фартук)
-В старину наши пробабушки и продедушки любили водить хороводы, плясать. Давайте и мы вместе с матрешками потанцуем.
Пляска «Мы веселые матрешки ладушки, ладушки».
- Посмотрите, что еще у меня есть? Это – деревянные ложки. Такими ложками раньше не только ели щи да кашу, на них еще весело играли. Посмотрите как! (показывает и дает нескольким детям поиграть поочередно, помогая им) Игра-пляска с деревянными ложками
Игра «Чего не стало?»
- Игрушки любят прятаться и приглашают вас поиграть с ними. Посмотрите внимательно и запомните, какие игрушки находятся на столе? Закройте глаза, чего не стало?
-Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки и дедушки. Они с игрушками играли бережно, аккуратно.
- Ребята, скажите как нужно играть с игрушками? (Аккуратно)
-Правильно, ребята! Игрушки можно обижать (нельзя). Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы.
- А игрушки можно отбирать? Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка.
III Заключительная часть:
А вы хотели бы поиграть с такими игрушками?
Тогда давайте поиграем с ними и познакомимся поближе.