Ирина Янкевич
Конспект занятия по познанию в средней группе «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять знания детей об осени. Учить детей определять деревья по листьям и плодам; подбирать прилагательные, характеризующие осень. Совершенствовать умение рисовать осенние деревья, используя прием: концом кисти, всей кистью.
Развивать память, мышление, речь.
Воспитывать интерес и любовь к природе.
Словарь. Хмурая, золотые, багряные, кленовые, кружатся.
Предварительная работа. Рассматривание картин об осени. На участке детского сада обратить внимание детей на осенние деревья и листья.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование. Ваза и листья, плоды деревьев, картины «осень», картинки с деревьями и листочками, краски, бумага, салфетки, кисточки. Игрушки: ежик, зайчик, поезд.
Ход занятия.
Дети входят в группу, где разбросаны осенние листочки.
- Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе? (много листочков).
- Какого они цвета? (желтые, оранжевые).
- А когда бывают такие листочки? (осенью).
-Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте соберем золотые листочки в красивый осенний букет. (Дети собирают листья, ставят их в вазу, садятся на стулья полукругом).
- Ребята, слышите, к нам кто – то едет. Это поезд, поезд везет к нам гостей, Ежика и Зайчика. Поезд с игрушками прибыл на станцию «Окно». Посмотрите в наше окно. Как красиво!
Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к теплым синим морям».
О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
Сегодня мы поговорим об осени.
- После какого времени года наступает осень?
- Назовите осенние месяцы.
- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
- Что делают люди в полях, садах и огородах?
- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
Физкультминутка «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Ежик и зайка смотрят в окно и видят, что люди идут в куртках, с зонтами. Они задумались, какая погода бывает осенью?
- если идет дождь?. (дождливая)
- дует ветер?. (ветреная)
- на улице холодно?. (холодная)
- пасмурно?. (пасмурная)
- сыро?. (сырая)
- хмуро?. (хмурая)
- солнышко?. (солнечная)
- ясно?. (ясно).
Ветерок медленно кружа, пронес мимо Ежика и Зайчика листочки. Посмотрите, какие они все разные. С каких деревьев сорвал их ветер? (С рябины, клена, дуба, березы, тополя).
Дидактическая игра «С какого дерева листик?».
- Если у дуба листья дубовые, то у клена (какие) - … (кленовые, у рябины - … (рябиновые, у березы - … (березовые, у тополя - … (тополиные).
Как родилась ягодка – малинка, земляника? Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая. Ягодка – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (орех).
Растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.
А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.
Игрушки опять с удовольствием смотрят в окно, и разглядывают осенние деревья и кустарники.
- Какие они видят деревья? (березы, тополя, рябины, клены).
- Из каких частей состоит дерево?
Воспитатель показывает детям картинку с изображением дерева. Он обращает внимание детей на листья (желтые,оранжевые, багряные, ветки, ствол и корни.
Дидактическая игра «Один – много».
- Дуб – это один, а если их много, то это… (дубы). Аналогично: рябина (рябины, береза (березы, каштан (каштаны, липа (липы, тополь (тополя, осина (осины).
Чем куст отличается от дерева? (у дерева один ствол, а у куста их много; дерево высокое, а куст низкий).
А сейчас давайте нарисуем осенние деревья, и подарим их нашим гостям, Зайчику и Ежику.
Ствол и веточки будем рисовать концом кисти, а листочки всей кистью. (Дети рисуют рисунки, дарят игрушкам).
В конце занятия собирается выставка детских рисунков на тему «Краски осени».