Ольга Попова
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Чудеса древесины» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Цель: уточнить представление детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применении.
Задачи:
• Уточнить и расширить представление о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.
• Расширять и углублять кругозор детей.
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности „Чудеса древесины“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить знания об использовании бумаги в жизни человека.
• Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно– следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий: мнется, впитывает воду, планирует, горит, режется, рвется.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
• Дать знания о том, что бумагу делают из древесины.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов, сделанных из бумаги. Работа с бумагой на занятиях аппликация, оригами. Рассматривание иллюстраций по изготовлению бумаги.
Материал: газета, журнал, альбом, коробка картонная, книга, салфетки, туалетная бумага, цветная бумага, д/игры, поделки из бумаги, бумажная посуда, поделки из папье–маше, вода в емкости, ножницы, готовые цветы –лилии, разные образцы бумаги.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей посетить музей. На столе лежат предметы сделанные из бумаги. Дети называют предметы.
— А как одним словом назвать все эти предметы? (бумажные)
— Так в какой музей мы с вами попали? (музей Бумаги)
Д/игра «Какой, какая?» (подобрать прилагательное к слову)
— Альбом – какой? (бумажный)
— Тетрадь – какая? (бумажная)
— Коробка – какая? (бумажная)
— Стаканчик – какой? (бумажный)
— Книга – какая? (бумажная)
— Салфетка – какая? (бумажная)
— Картон – какой? (бумажный) и т. д.
Воспитатель: Много – много лет назад не было ни чернил, ни бумаги. Информацию передавали от одного человека к другому. Трудно запомнить длинные истории. Поэтому люди рисовали картины на камне на стенах пещер. Рисунки несли информацию, которую можно выразить не одним словом, а целым предложением. Но далеко не все можно было выразить с помощью рисунков. Позднее научились делать дощечки из глины и писали уже на них.
— Прошло время и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли это – пергаментом. При раскопках нашли кусочек бересты (верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы). И на этом кусочке была записка одного человека другому.
Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу, к влаге, на которой можно было писать.
Физминутка «Бумажные фантики»
Мы фантики бумажные, конфетки в нас сидели,
(Дети сидят на корточках, в руках держат фантики)
А детки-сладкоежки конфетки дружно съели.
(Дети имитируют поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал и все фантики поднял.
(Дети встают и, кружась, машут руками.)
Закружились, полетели и на землю тихо сели.
(Бег врассыпную. Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем и в коробку отнесём.
(Складывают фантики в коробку.)
Воспитатель: Пытливый ум человека изобрел бумагу. Хитроумнее всех оказались китайцы. Они раньше других придумали бумагу и никому не рассказывали секрет ее изготовления, поэтому бумага стоила очень дорого. Только спустя многие годы они раскрыли свой секрет. Они делали бумагу из коры деревьев и щепок.
— Из чего делают бумагу в наши дни? (Ответы детей)
— Правильно, Сейчас бумагу делают из древесного материала. Но для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудиться многим людям. Сначала лесорубы пилят деревья, срубают все ветки, а потом стволы перевозят на бумажные комбинаты. Очищают от коры, распиливают и варят в огромных котлах. Получается жидкая древесная волокнистая масса. По трубам подают в бумагоделательную машину вместе с мелом, чтобы бумага была белой. А затем лентой на вращающемся барабане сматывают в рулоны.
— Вы правильно сказали, что из дерева делают бумагу, из древесины. Это очень трудоемкий процесс и для одного изготовления одного листа бумаги трудятся очень много людей и машин. Мы с вами не можем прожить без бумаги, она окружает нас везде.
Д/игра «Где встречается бумага в нашей жизни?»
Дети называют предметы изготовленные из бумаги.
Воспитатель: Бумага – это достаточно многофункциональный материал, с которым очень легко работать, поэтому человек ее широко использует. Бумага, как материал, имеющий весьма разнообразное применение во всех областях жизни современного человека – необходима, для создания благоприятных условий жизни. Она является поистине самым великим и важным изобретением человека.
Д/игра «Для чего нужна бумага?»
— Для прессы (газеты, журналы, книги)
— Для печатания книг
— Для обучения в школе (тетради, учебники, альбом)
— Для выпуска денег
— Для упаковочного материала (коробки, обертка, мешки)
— Для гигиены (салфетки, туалетная бумага, носовые платки)
— Для творчества (акварельная бумага, фотобумага, цветная бумага, цветной картон, альбом, поделочный материал (оригами, аппликация, папье – маше, фильтрование
— Для создания уюта (обои)
— Для документов
— Для строительства (картон, обои)
Воспитатель: Бумага – это один из самых распространенных материалов, куда бы вы не обратили ваше внимание, скорее всего вы найдете бумагу, ведь бумага – это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, строительный материал, средство гигиены, платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое. Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где лежат образцы бумаги, ножницы, карандаши, емкости с водой, лилии.
Опыты (исследуем бумагу)
№1. «Гладкая, мягкая, плотная и шершавая бумага»
Три разных листа (писчая, салфетка и картон)
Воспитатель: Дети, возьмите в руки по очереди листы бумаги и проведите по ним пальчиками.
— Какая бумага на ощупь? (Гладкая, мягкая и плотная, шершавая бумага).
Вывод: Бумага бывает гладкая, мягкая, плотная и шершавая.
№2. «Бумага летает»
Может ли бумага летать? Взять лист бумаги и бросить вверх, она медленно движется вниз, летит, планирует.
Вывод: Бумага легкая и она может планировать в воздухе.
№3. «Бумага издает звук»
Воспитатель: Дети, возьмите бумагу и сомните её. Бумага шуршит.
Вывод: Бумага издает звук – шуршит.
№4. «Разный вес»
Воспитатель: Дети, возьмите лист картона, салфетку и лист писчей бумаги и бросьте вниз.
Вывод: Бумага падает с разной скоростью, потому что у нее разный вес.
№5. «Бумага мнётся».
Воспитатель: Дети, возьмите бумагу и сомните её. А теперь разверните. Какая стала бумага? (Мятая) Теперь возьмите картон и сомните. Можно бумагу разгладить?
Вывод: Бумага мнётся, бумага мятая. Чем плотнее бумага, тем тяжелее она мнется. Мятая бумага не разглаживается.
№6. «Бумага рвётся»
Воспитатель: Дети, от смятого листа бумаги оторвите кусочек. Теперь оторвите от картона. Получается? Что происходит с бумагой? (Она рвётся, но чем плотнее, тем тяжелее ее рвать.)
Вывод: Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.
№7. «Бумага режется»
Воспитатель: Дети, сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?
Вывод: Картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон – труднее.
№8. «Сложи лист»
Воспитатель: Дети, сейчас мы попробуем сложить лист тонкой бумаги и картон. Какую бумагу было легче складывать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?
Вывод: Картон толще чем бумага. Бумага тонкая складывается легче, картон – труднее. Поэтому для оригами используем тонкую бумагу.
№9. «Бумага горит»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню? (ответы) Правильно, бумага загорится. А это – очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Бумага горит и превращается в пепел.
№10. «Бумага намокает»
Воспитатель: Дети, для следующего опыта нам понадобится вода.
— Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей)
Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал непрочный.
№11. «Лилии»
Воспитатель: Дети, возьмите по лилии и опустите в емкость с водой. Что происходит с цветами? Лепестки раскрываются.
Вывод: бумага впитывает воду и становится тяжелее.
№12. «Память»
На листе бумаги рисуем простым карандашом, потом стираем нарисованное. На листе остались вмятины.
Вывод: Бумага обладает памятью.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Какая бывает по своему строению бумага (тонкая и толстая). Какие свойства бумаги вы узнали? (Бумага мнется, рвется, ее можно резать, она намокает, при смятии бумага издает звук, она летает, бумага горит, из бумаги можно делать поделки.
— Значит бумага какой материал? (не прочный) Бумага имеет разные свойства и разное назначение. Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.