Татьяна Панова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Символ России — берёза!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить и расширить знания детей о символах и символике России, развивать логическое мышление и познавательную
активность, воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные задачи:
-Познакомить детей с символом России русской березе,
-Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово. Приобщение к культуре русского народа
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Формировать уважение и любовь к родине, чувство национальной гордости, способствовать созданию целостного восприятия художественного образа выраженного в музыке, живописи и поэзии.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, посвященной русской березе: стихи А. Прокофьева, А. Пушкина, С. Есенина. Прослушивание фонограмм песен «Березовый сок», «Край березовый», А. Броневицкого, «Во поле береза стояла». Рассматривание изображений берез в разное время года, репродукции картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», А. И. Куинджи «Березовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь»,И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень». Выполнение аппликаций и рисунков на заданную тему «Весенние березки» и «Березовая роща».
Ход занятия
В: Ребята назовите официальные символы нашей страны.
- (Ответы детей).
В: А есть и неофициальные символы. Если спросить у человека, который живет в другой стране, что он представляет при слове Россия. Многие ответят зима, снег, медведи. А что бы ответили вы? ( Ответы детей : матрешка, балалайка, ромашка, березка)
В: И вот сегодня мы с вами познакомимся поближе еще с одним символом нашей страны.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей! (Берёза).
В: Что же это за скромная, белоствольная красавица?
Конечно это береза!
В: Давайте послушаем замечательное стихотворение о берёзе, которое прочтёт Софья Щ.
Александр Прокофьев «Берёза».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится
В: Ребята, а вы знаете почему березу называют символом России?
- (Ответы детей).
В: Береза растет по всей территории России, рядом с домом или у дороги, или в поле. Береза – дерево удивительное. Наш народ во все времена почитал это дерево, и даже придумал день рождение Березы – 11 апреля. Ведь ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. В старину березе давали разные красивые названия, «кумушка», «гостьюшка», «девичья краса»
- Посмотрите, какие красивые картины здесь размещены, и если внимательно их рассмотреть, то можно увидеть что- то общее.
- Что же это?
(Ответы детей).
- Да, на всех картинах мы видим белоствольную красавицу в разные времена года.
- Саша, какая картина тебе больше нравится?
-Какое время года изображено?
- А тебе, Егор, какая березка нравится?
- Настя, а что ты думаешь?
В: А я вот даже растерялась. Мне береза в любое время года нравится.
Показ презентации:
Слайд 1 – береза зимой» Зимой сверкающая в ажурном инее.
Слайд 2- береза весной ослепительно- белая на фоне изумрудной травы.
Слайд 3- береза летом длиннокосая, кудрявая.
Слайд 4 - а осенью берёза в золотистом убранстве.
В: Пожалуй, нет больше ни одного дерева в России, которому бы так повезло и в живописи, и в музыке, и в поэзии.
- Ребята, у меня есть березовые веточки, давайте сделаем массаж этими природными массажёрами.
(Массаж веточками березы, все слова сопровождаются действием. Дети стоят кругом, и делают массаж друг другу.)
Растираем плечики.
Растираем спинку,
чтобы быть здоровыми
и очень сильными.
Постучим, похлопаем мы еще немножко,
а потом по шее проведем ладошкой.
В руку палочку возьмем- трем, трем, трем, трем.
К друг другу повернемся и мило улыбнемся.
- Березу не зря называют символом России. Наши предки называли ее «веселкой», от этого дерева словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе. Зайдешь в березовую рощу, и ни о чем грустном уже не хочется и думать. О березе есть старинная поговорка
«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы:
Первая польза – мир освещать.
- Как вы это понимаете? (Варианты ответов детей)
Слайд 1- «Лучина».
В старину, когда не было электричества, лампочек и светильников долгое время изба освещалась березовой лучиной. Лучина- это такая небольшая березовая палочка, с помощью которой можно не только разжечь дрова,но и освещать всю избу. Березовая лучина, вставленная в светец, долго горела и от нее не было дыма и копоти. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимние вечера, пели песни и слушали сказки.
Второе дело – чистоту соблюдать.
- Как вы это понимаете? (Ответы детей).
Слайд 2- «Веник березовый, баня».
Русская баня всегда была полезна и молодым и старым, а какая баня без березового веника. Все хвори вылечит, душу порадует, тело молодит. Распаришь веник в кипятке, а от него и аромат душистый, а попаришься, так здоровым сразу станешь.
Третье дело – крик утешать.
-Кто из вас знает, что это значит? (Ответы детей).
Слайд 3- «Деготь».
Из березы собирали деготь. Деготь, это черная жидкость, которую получали когда долго варили березовую кору в специальном глиняном горшочке и смазывали им телеги, двери, чтобы они не скрипели. А еще, деготь лечит ранки, ожоги и помогает организму быстрее выздороветь.
Четвертое дело – больных исцелять.
- А как вы понимаете- исцелять? (Ответы детей).
Слайд 4- «Березовые почки, береста».
Береза- это природный лекарь. Из березовых почек и бересты готовят различные лекарства, отвары, березовый чай. Вот сколько пользы приносит это скромное дерево. Береза единственное дерево с белой корой.
- Ребята, посмотрите, а что это за черные черточки на стволе у березы?
Слайд 5- «Близко березовый ствол».
- Оказывается, через них береза дышит, и называются они чечевички. У меня есть кусочки березовой коры, и вы можете рассмотреть ее поближе (раздаю кору, рассматриваем).
- Ребята, а как называется кора березы? (Береста).
Береста- материал прочный, не промокает и не гниет. Поэтому, изготавливают из нее различные изделия. Как вы думаете, что можно сделать из бересты? (Ответы детей).
Слайд 6 - «Берестяные изделия» (раздать берестяные изделия). Посмотрите,какие они красивые, с тончайшими узорами. А еще бересту на Руси использовали, как бумагу. Тонкими, очень острыми палочками писали письма. И назывались они берестяные грамоты.
Слайд 7 – «Берестяные грамоты».
- А еще, ребята березу называли колодцем для людей.
-Как вы думаете почему, разве дерево может быть колодцем?
Слайд 8 - «Сбор березового сока».
Очень аккуратно люди делали надрез на стволе и подставляли кувшины для сбора полезного напитка. Собирали сок ранней весной, и обязательно заделывали отверстие глиной, чтобы дерево не погибло. Березовый сок очень полезный, он дарит здоровье и долголетие.
-А теперь, я предлагаю вам самим попробовать порисовать на бересте для этого мы возьмем кусочек бересты, заготовку рисунка на листе бумаги. Лист с рисунком положим поверх бересты и обведем рисунок простым карандашом, для того, чтобы на бересте остался оттиск или копия рисунка. Затем убираем бумагу и смочим бересту водой при помощи широкой кисточки. И по сырой бересте начинаем раскрашивать акварельными карандашами.
(Дети приступают к работе).
Итог:
- О каком неофициальном символе России мы сегодня узнали на занятии?
- Какую пользу приносит людям берёза?