Получи документы

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Символ России — берёза!»

Татьяна Панова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Символ России — берёза!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Обобщить и расширить знания детей о символах и символике России, развивать логическое мышление и познавательную

активность, воспитывать любовь к родному краю.

Образовательные задачи:

-Познакомить детей с символом России русской березе,

-Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово. Приобщение к культуре русского народа

Темочки:

-Формировать уважение и любовь к родине, чувство национальной гордости, способствовать созданию целостного восприятия художественного образа выраженного в музыке, живописи и поэзии.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы, посвященной русской березе: стихи А. Прокофьева, А. Пушкина, С. Есенина. Прослушивание фонограмм песен «Березовый сок», «Край березовый», А. Броневицкого, «Во поле береза стояла». Рассматривание изображений берез в разное время года, репродукции картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», А. И. Куинджи «Березовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь»,И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень». Выполнение аппликаций и рисунков на заданную тему «Весенние березки» и «Березовая роща».

Ход занятия

В: Ребята назовите официальные символы нашей страны.

- (Ответы детей).

В: А есть и неофициальные символы. Если спросить у человека, который живет в другой стране, что он представляет при слове Россия. Многие ответят зима, снег, медведи. А что бы ответили вы? ( Ответы детей : матрешка, балалайка, ромашка, березка)

В: И вот сегодня мы с вами познакомимся поближе еще с одним символом нашей страны.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей! (Берёза).

В: Что же это за скромная, белоствольная красавица?

Конечно это береза!

В: Давайте послушаем замечательное стихотворение о берёзе, которое прочтёт Софья Щ.

Александр Прокофьев «Берёза».

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнется, и не ломится

В: Ребята, а вы знаете почему березу называют символом России?

- (Ответы детей).

В: Береза растет по всей территории России, рядом с домом или у дороги, или в поле. Береза – дерево удивительное. Наш народ во все времена почитал это дерево, и даже придумал день рождение Березы – 11 апреля. Ведь ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. В старину березе давали разные красивые названия, «кумушка», «гостьюшка», «девичья краса»

- Посмотрите, какие красивые картины здесь размещены, и если внимательно их рассмотреть, то можно увидеть что- то общее.

- Что же это?

(Ответы детей).

- Да, на всех картинах мы видим белоствольную красавицу в разные времена года.

- Саша, какая картина тебе больше нравится?

-Какое время года изображено?

- А тебе, Егор, какая березка нравится?

- Настя, а что ты думаешь?

В: А я вот даже растерялась. Мне береза в любое время года нравится.

Показ презентации:

Слайд 1 – береза зимой» Зимой сверкающая в ажурном инее.

Слайд 2- береза весной ослепительно- белая на фоне изумрудной травы.

Слайд 3- береза летом длиннокосая, кудрявая.

Слайд 4 - а осенью берёза в золотистом убранстве.

В: Пожалуй, нет больше ни одного дерева в России, которому бы так повезло и в живописи, и в музыке, и в поэзии.

- Ребята, у меня есть березовые веточки, давайте сделаем массаж этими природными массажёрами.

(Массаж веточками березы, все слова сопровождаются действием. Дети стоят кругом, и делают массаж друг другу.)

Растираем плечики.

Растираем спинку,

чтобы быть здоровыми

и очень сильными.

Постучим, похлопаем мы еще немножко,

а потом по шее проведем ладошкой.

В руку палочку возьмем- трем, трем, трем, трем.

К друг другу повернемся и мило улыбнемся.

- Березу не зря называют символом России. Наши предки называли ее «веселкой», от этого дерева словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе. Зайдешь в березовую рощу, и ни о чем грустном уже не хочется и думать. О березе есть старинная поговорка

«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы:

Первая польза – мир освещать.

- Как вы это понимаете? (Варианты ответов детей)

Слайд 1- «Лучина».

В старину, когда не было электричества, лампочек и светильников долгое время изба освещалась березовой лучиной. Лучина- это такая небольшая березовая палочка, с помощью которой можно не только разжечь дрова,но и освещать всю избу. Березовая лучина, вставленная в светец, долго горела и от нее не было дыма и копоти. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимние вечера, пели песни и слушали сказки.

Второе дело – чистоту соблюдать.

- Как вы это понимаете? (Ответы детей).

Слайд 2- «Веник березовый, баня».

Русская баня всегда была полезна и молодым и старым, а какая баня без березового веника. Все хвори вылечит, душу порадует, тело молодит. Распаришь веник в кипятке, а от него и аромат душистый, а попаришься, так здоровым сразу станешь.

Третье дело – крик утешать.

-Кто из вас знает, что это значит? (Ответы детей).

Слайд 3- «Деготь».

Из березы собирали деготь. Деготь, это черная жидкость, которую получали когда долго варили березовую кору в специальном глиняном горшочке и смазывали им телеги, двери, чтобы они не скрипели. А еще, деготь лечит ранки, ожоги и помогает организму быстрее выздороветь.

Четвертое дело – больных исцелять.

- А как вы понимаете- исцелять? (Ответы детей).

Слайд 4- «Березовые почки, береста».

Береза- это природный лекарь. Из березовых почек и бересты готовят различные лекарства, отвары, березовый чай. Вот сколько пользы приносит это скромное дерево. Береза единственное дерево с белой корой.

- Ребята, посмотрите, а что это за черные черточки на стволе у березы?

Слайд 5- «Близко березовый ствол».

- Оказывается, через них береза дышит, и называются они чечевички. У меня есть кусочки березовой коры, и вы можете рассмотреть ее поближе (раздаю кору, рассматриваем).

- Ребята, а как называется кора березы? (Береста).

Береста- материал прочный, не промокает и не гниет. Поэтому, изготавливают из нее различные изделия. Как вы думаете, что можно сделать из бересты? (Ответы детей).

Слайд 6 - «Берестяные изделия» (раздать берестяные изделия). Посмотрите,какие они красивые, с тончайшими узорами. А еще бересту на Руси использовали, как бумагу. Тонкими, очень острыми палочками писали письма. И назывались они берестяные грамоты.

Слайд 7 – «Берестяные грамоты».

- А еще, ребята березу называли колодцем для людей.

-Как вы думаете почему, разве дерево может быть колодцем?

Слайд 8 - «Сбор березового сока».

Очень аккуратно люди делали надрез на стволе и подставляли кувшины для сбора полезного напитка. Собирали сок ранней весной, и обязательно заделывали отверстие глиной, чтобы дерево не погибло. Березовый сок очень полезный, он дарит здоровье и долголетие.

-А теперь, я предлагаю вам самим попробовать порисовать на бересте для этого мы возьмем кусочек бересты, заготовку рисунка на листе бумаги. Лист с рисунком положим поверх бересты и обведем рисунок простым карандашом, для того, чтобы на бересте остался оттиск или копия рисунка. Затем убираем бумагу и смочим бересту водой при помощи широкой кисточки. И по сырой бересте начинаем раскрашивать акварельными карандашами.

(Дети приступают к работе).

Итог:

- О каком неофициальном символе России мы сегодня узнали на занятии?

- Какую пользу приносит людям берёза?

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя Родина — Россия» «Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Моя Родина- Россия»». Программное содержание: Воспитывать у детей патриотические.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Государственные символы России» в старшей группе Цель: формирование представлений детей о государственных символах России–гимне, гербе, флаге. Предварительная работа. Разучивание наизусть.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект НОД «Берёза-символ России»Конспект НОД «Берёза-символ России» Конспект НОД по познавательному развитию «Береза-символ России» Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Символ России — берёза!»
Опубликовано: 15 октября 2024 в 17:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Символ России — берёза!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панова (УИ 466388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД