Елена Стружкина
Конспект занятия по ознакомлению с русским фольклором в средней группе ДОУ «Сентябрь — златоцвет, румянец осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
- Закрепить знания детей о признаках первого осеннего месяца, используя приговорные напевы. Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе.
• Знакомство с хохломской росписью (роспись трафаретов).
• Прививать детям любовь к русскому народному творчеству (считалки, игры).
• Расширять знания детей о русских традициях (загадки).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с русским фольклором в средней группе ДОУ „Сентябрь — златоцвет, румянец осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: румянец, златоцвет, сноп, цеп, алый, золотая хохлома, сито, темница.
Материал: эскиз русской избы, русская старинная утварь, низкие столы, лавки, накрытые вышитыми скатертями,ткаными половиками, вышитые полотенца, трафареты для росписи, принадлежности для росписи.
Предшествующая работа: изучить приметы осени, знакомство с хохломской росписью, познакомить детей с р. н. загадками, потешками, считалками.
Ход занятия.
• В народе говориться: Осень - перемен восемь. А первый осенний месяц - сентябрь. В сентябре природа меняется. Дни становятся холоднее, ночи длиннее, природа готовиться
к зиме. Листья на деревьях меняют цвет и опадают. В природе преобладают яркие цвета: красный, жёлтый, оранжевый и даже золотой. Поэтому сентябрь в народе назывался златоцвет и румянец осени. Ведь румяный - значит красный, алый. (Идёт опрос детей, какие ещё они знают признаки осени).
• Посмотрите, ребятки, какая у нас в избе красивая посуда. Она расписана яркими красками. Золотым теплом согреты травы, листья и цветы. Давайте и мы украсим росписью, только не саму посуду, а её трафареты. (Дети садятся за столы, где приготовлены трафареты и принадлежности для рисования. Вспоминают все вместе, что отличительными чертами хохломской росписи являются: золотой, чёрный, красный цвета и присутствие веточек, ягодок, завитков, цветков и листьев. И расписывают трафареты. Потом рассматривают рисунки и украшают ими избу). Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, вот и украшали вещи вокруг себя.
• Ребята, в старину люди радовались осени и звали её в гости. Давайте и мы с вами позовём осень. (Все становятся в хоровод.)
Осень! Осень! В гости просим!
Осень! Осень! Погости недель восемь!
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём!
(дети останавливаются и выполняют движения под песню)
Будем жито жать, да в снопы вязать,
На ток возить, цепами молотить,
У печи сушить, муку молоть,
Тесто месить, пирогами всех кормить!
• Ребятки, А играть вы любите? Осенью часто встречаются в поле и в лесу паучки на паутинках. Мы знаем р. н. игру «Паучок». Давайте поиграем. Но сначала надо посчитаться. Кто знает р. н. считалки? (Дети говорят, например,
Котик шёл по лавочке,
Всем давал булавочки:
Кому две, кому три,
Выходи на букву «и»!
Или
Ехал мужик по дороге Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей!
Считаем до пяти, пятый водит.)
Водящего сажают на стул в центр круга и говорят слова:
Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает себе пару и они танцуют, а все остальные хлопают и подбадривают их.
• В р. н. фольклоре много мудрых загадок. А ну-ка отгадывайте!
Висит сито, не руками свито.
Паук.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Морковь.
• Молодцы! За это вам полагается угощение!
Итог занятия.
• Сегодня мы, следуя русским народным традициям, встречали и приветствовали осень, вспомнили знакомые и выучили новые считалки, игры, потешки, загадки.