Валентина Соколова
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе «Музыкальный рисунок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства,
в подготовительной к школе группе
(составила: воспитатель1 категории Соколова В. Ф)
Публикация «Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе „Музыкальный рисунок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности
(Рассматривание картины А. Пластов Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)
Цель:
Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.
Задачи обучающие:
1. Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;
2. научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».
3. Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление
4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Задачи развивающие:
5. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
Задачи воспитательные:
6. Воспитывать самостоятельность и активность.
Материал для занятия:
-Картина А. Пластова «Первый снег»
-Стихотворение И. Бунин «Первый снег»
-Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»
-Альбомный лист;
-Набор красок или гушь;
-Кисти;
-Стаканчик с водой.
Ход занятия.
Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»
Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?
Дети:- Писатели.
Воспитатель:- Правильно.
Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?
Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …
Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?
Дети : Первые признаки зимы.
Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.
Воспитатель : А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?
Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.
Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время.
Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.
Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»
Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?
Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?
Дети: рисует себе воображаемые картины.
Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия. Пластова «Первый снег»
Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?
Дети: -художники.
Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?
Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….
Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.
На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.
Воспитатель: Кто вышел на порог дома?
Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.
Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?
Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки — такие, какие могут быть только у детей
Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.
Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?
Дети: серое.
Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?
Дети: нет.
Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.
Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.
Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?
Дети:-Дети радуются первому снегу.
Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.
Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!
Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?
Дети:- композиторы
Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.
Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети: -Петь, танцевать, веселиться.
Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?
Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.
Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.
По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.
Педагог предлагает детям физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Педагог предлагает детям пройти в мастерскую
Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.
Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»
В конце занятия подводятся итоги:
Выставка рисунков.
1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?
Дети: - Понравилось.
2. Что вам понравилось больше всего?
3. Музыку какого композитора мы с вами рисовали?
4. Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?
5. Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?
6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.