Алиева Елена Анатольевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Живой родничок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Живой родничок" в средней группе
Программные задачи: формировать у детей элементарные экологические
знания, расширять представление о родниках как природных объектах и их
охране; способствовать развитию кругозора, любознательности,
наблюдательности, творческой активности воспитанников; воспитывать
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Живой родничок“ в средней группе» размещена в разделах
бережное отношение к природе, желание заботиться о природных объектах.
Материал: стаканы, вода, трубочки, видеофильм «Лесные родники».
Ход занятия.
Воспитатель: -Ребята, смотрите, у нас на столе в кувшине вкусная
прохладная водичка. Хотите попробовать? (Дети из стаканчиков пьют
родниковую воду). Откуда она взялась, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: -Смотрите, возле кувшина лежит какая-то записка. Может, она
подскажет, откуда же эта водичка. Давайте почитаем.
Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я принёс
вам чистой прозрачной, очень полезной воды. А подарил вам эту водичку мой
большой друг. Как его зовут, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Дед
Всевед»
Воспитатель: Ну как, ребята, отгадаем загадку Деда Всеведа?
Загадка
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (родник)
Ответы детей
Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. А что такое родник,
как вы думаете? (Ответы детей)
Родник – это естественный природный источник чистой воды. Он
бежит, журчит холодной водой. Летом, в жаркую погоду, является
источником прохлады для всего живого – и животных, и птиц, человека. И
когда в лесу присядешь отдохнуть, очень хорошо напиться чистой
прозрачной водички.
Послушайте, какое хорошее есть стихотворение о роднике.
Родник
Под горою, у болота
Не смолкая ни на миг
День и ночь лопочет что-то
Разговорчивый родник.
То ли песенку поет,
То ли воду пить зовет.
Что как лед студена
И сладка как будто мед-
И подъехал к роднику,
Ловко спрыгнул на ходу,
И склонился над волною
Всадник с саблей на боку.
Рядом с ним к воде приник
Притомившийся старик,
И ватага ребятишек
Подняла веселый крик.
А родник тому и рад —
Дарит воду всем подряд,
Словно знает: то, что отдал,
То – твоё, как говорят.
(Муса Джалиль)
Воспитатель: Родники щедро дарят свою воду. А теперь давайте
представим, что мы тоже роднички.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Родничок меж трав бежит (бег на месте)
Тихо по камням журчит:
С камешка на камень – скок
Прыгает наш родничок (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся,
Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)
Между кочек затаился (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бегут на месте)
В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)
(Стук в дверь. Входит Дед Всевед).
Дед Всевед: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я по свету
хожу-гуляю, всё на свете знаю. Ну как, понравилась вам водичка моего
друга-родничка?
Дети: Да, вода очень вкусная. Спасибо ему большое.
Дед Всевед: А теперь внимательно послушайте, я расскажу вам одну
историю, которая произошла с братом нашего родничка.
История одного родника, сказка-быль.
Жил-был на свете маленький родник. Он тек спокойно, потому что
еще не знал о коварстве людей.
Родник нашел маленькую чистую ямку и заполнил ее своей прозрачной
водой. Перелившись через край, он потек дальше, журча чистым неземным
голосом. По краям его появились тростник, камыши и высокие стебли
рогоза с наконечниками шоколадного цвета. Вся растительность
наслаждалась журчанием родника и тишиной.
Тростник рос только по краям, он не превращал водоем в болото.
Посередине плавали кувшинки и лилии. Откуда-то появились рыбы и
лягушки. Они не портили ключ. Родник тек, журчал и радовался жизни. Он
был счастлив. Белые лилии, желтые кувшинки, коричневые и зеленые
сочетания тростников, серебристые рыбы - это было прекрасно! Даже
бурые лягушки ему нравились.
Не было человека - не было беды. Лягушки глотали комаров, рыбы ели
мотыля, цапли охотились за лягушками и рыбами, хищные рыбы ловили
мелких - все совершалось тихо, без особого убытка чего-то. Ключ был в
восторге. Он с радостью журчал свою песню.
На зиму цапли улетали, лягушки да рыбы спали, камыши спасались под
снегом, лилии и кувшинки прятались под лед, прозрачный, как хрусталь.
Проруби в нем проделывал снег: лед проламывался под его тяжестью, и в
воду проникал кислород, которым дышали рыбы.
Прошел год. К роднику, бившему хрустальной водой, прилетела на
черных крыльях неумолимая судьба. Она принесла беду.
Роднику все представлялось в розовом цвете: земля, вода, кусты,
рыбы. Теперь сюда пришел человек. Ручейку он поначалу понравился, и ему
захотелось поделиться с новым другом всеми своими богатствами. Если бы
можно было предположить, чем это кончится.
Родник не умеет говорить, иначе он поведал бы нам ужасные вещи. Он
рассказал бы о том, как толпы мальчишек и девчонок срывали початки
рогоза, которые, мол, им нравились. О том, сколько лет рос этот рогоз, они
не думали! Рвали кувшинки и лилии, которые тут же увядали в их руках,
желтую калужницу, распустившуюся только неделю назад. Родник плакал,
видя, как рыбаки вылавливают рыбок, с которыми он дружил. Под конец
дети с хохотом стали ловить лягушек и головастиков, тритонов и утят,
которые в ужасе пытались спрятаться в камышах и зарослях рогоза, от
початков которых остались лишь жалкие обрубки.
Родник заглох. От хрусталя его воды осталось лишь болото, вонючее
и грязное. Ключ задохнулся от окурков, в обилии плавающих в нем. Ручей не
смог пробиться сквозь консервные банки, бутылки и прочий мусор. От
чистенького окошечка, как будто залитого хрусталем, осталась лишь яма
окурков, хлама и слизи…
Дед Всевед: Ребята, как вы думаете, можно ли спасти этот погибающий
родник, и что для этого нужно сделать?
Дети: Надо убрать мусор с родничка, выбросить окурки, консервные банки.
Надо всё подмести кругом, убрать опавшие листья. Посадить новую траву,
камыши, рогоз. Не ловить и не обижать животных, которые живут в роднике.
Надо беречь природу, не загрязнять лес, водоёмы.
Дед Всевед: Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы. А
что каждый из вас может сделать, чтобы беречь воду и разумно, а значит,
экономно расходовать ее? (Ответы детей).
А теперь давайте вместе посмотрим фильм о жизни родника.
Просмотр видеофильма «Лесные родники».
Дед Всевед: Видите, сколько всего нового вы сегодня узнали о родниках.
Лесные роднички дают воду всему живому: и рыбам, и птицам, и зверям.
Давайте сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая называется «Рыба,
птица, зверь». Если я называю рыбу, вы молча топаете, если птицу – машете
руками, как крыльями, если зверя – хлопаете. Будьте внимательны. Кто
ошибётся, выбывает из игры. Победит самый внимательный.
(произносятся названия разных живых организмов: дятел, карась, лось, заяц,
клёст, аист, щука, ёрш, кабан, медведь, журавль, лиса, волк, синица, воробей
и т. д.)
Дед Всевед: Молодцы, хорошо играли. А теперь давайте с вами сами в
стаканчиках сделаем маленькие бурлящие роднички.
(Дети садятся за столы. На столах стаканчики с водой и трубочками. Дети
берут трубочки и помещают в стакан с водой, и дуют с разной силой в
соответствии с заданием).
Имитация родника: родник маленький, слабый; родник сильный, бурлящий,
родник средний.
Дед Всевед: Дети, в своем краю я оберегаю родник, чищу, слежу, чтобы
люди с уважение относились к роднику. Надеюсь, вы теперь тоже будете
настоящими друзьями природы. Не будете бросать мусор, рвать цветы и
травы, обижать животных. Ну, мне пора к моему другу родничку. Расскажу
ему, какие вы хорошие и добрые ребята. А вы обязательно приходите его
навестить. Он угостит вас чистой прохладной водичкой.
Воспитатель: А мы с ребятами нарисуем для родничка в подарок красивые
рисунки.
Дед Всевед прощается, уходит.
Рефлексия.
Воспитатель (держит в руках макет-капельку): Смотрите, у меня в руках
Капелька воды с нашего родничка. Будем передавать её по кругу и
рассказывать ей, что вам сегодня запомнилось, о чём вы узнали,