Светлана Христолюбова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе НОД «Путешествие по городу Шахунья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями, историей возникновения города.
Задачи:
образовательные:
формировать знания детей о родном городе, об истории возникновения города, о строительстве железной дороги, достопримечательностях города;
знакомство с правилами поведения на железной дороге,
закрепление знаний о правилах поведения на проезжей части,
развивающие:
развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, речь;
воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе НОД „Путешествие по городу Шахунья“» размещена в разделах
способствовать воспитанию любви и гордости за свой родной город; воспитывать уважительное отношение к труду людей, создавших город.
Предварительная работа:
• Просмотр презентации «Профессии».
• Просмотр фильма «Город у дороги».
• Дидактические игры «Правила дорожного движения», «Профессии», «Транспорт».
• Просмотр альбомов «Здания города», «Шахунья весной».
Материал:
конспект занятия, картинки о правилах поведения на железной дороге, письмо от Незнайки, ИКТ, картинка с изображением пешеходного перехода, знак «пешеходный переход», разрезанный на части (2 штуки, смайлики (грустный и весёлый) по количеству человек.
Методы:
Игровой момент (письмо о Незнайки,игровая ситуация, рассказ воспитателя, вопросы, уточнение, напоминание, словесное поощрение, динамическая пауза, игра «Собери картинку».
Ход:
1. Игровой момент. Письмо от Незнайки.
(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо, читаю письмо).
Ребята,Незнайка просит нас рассказать ему о нашем городе, давайте попробуем выполнить его просьбу. Я приглашаю вас совершить путешествие по нашему городу. Но для этого нам надо выбрать подходящий транспорт. Посмотрите внимательно на экран (слайд 1, 2).
Путешествие начинается, наш автобус отправляется в путь.
2. Остановка первая – историческая (слайд 3). На этой остановке, ребята, мы попадаем в прошлое, когда нашего города ещё не было. Посмотрите внимательно на экран и послушайте слова из стихотворения поэта- земляка, Нины Поткиной (читаю стихи).
-Ребята, как вы поняли, наш город сразу стал таким большим и красивым?
-Что было раньше на месте нашего города?
Правильно, ребята, на месте города сначала был дремучий лес. Его надо было вырубить, выкорчевать все пни, а потом начать строить жильё. Так возникла маленькая деревушка в 20 домов.
Неподалёку протекала речка под названием Шахунка, и деревню стали называть Шахунья. А появилась эта деревня благодаря строительству железной дороги, идущей от Нижнего Новгорода до Котельнича. Железная дорога дала жизнь нашему городу.
3. Наше путешествие продолжается. Следующая остановка- железнодорожная. Мы узнали, что наш город возник на месте дремучего леса, когда началось строительство железной дороги. (Показываю слайд 4).
Железная дорога сыграла важную роль в развитии нашего города. Посмотрите на экран, ребята. Здесь вы видите, как прокладывались рельсы, как трудно и тяжело было людям, ведь приходилось многое делать вручную. Строительство железной дороги привлекло много рабочих рук, и деревня со временем превратилась в посёлок, а посёлок – в город. Паровоз сменился на электровоз, с появлением электричества. А сейчас вы видите современную железную дорогу, по которой пролетают скоростные электропоезда. Ребята, вы все видели, что в нашем городе есть памятник паровозу. Он является символом города и памятью о строительстве железной дороги, благодаря которой возник наш город. (Слайд 5).
Всем известно, что железная дорога не место для шуток и игр. Это зона особой опасности. Наши ребята хотят рассказать о правилах поведения на железной дороге:
Рассказ о правилах поведения на железной дороге.
Реб. 1 -Нельзя играть на железнодорожных путях.
Реб. 2 -Нельзя прислоняться к стоящему поезду.
Реб. 3-Нельзя сидеть на краю платформы.
Реб. 4 -Нельзя залазить на крышу поезда.
Реб 5 - Не прыгай с платформы на жел. пути.
Реб. 6 -Нельзя подходить к пути ближе чем на 5 метров перед проходом поезда.
Реб. 7 -Переходить железную дорогу только в строго отведённых местах, где есть знак «переход через ж/д пути» .
Большое спасибо, ребята, что напомнили нам такие важные правила поведения на ж/д путях,их надо запомнить и соблюдать всегда.
А сейчас я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и поиграть.
Динамическая пауза.
Игра «Едет, плавает, летает»
Правила игры такие: я называю вам какое-либо транспортное средство, вы показываете с помощью движений отношение к определенному виду транспорта: наземному, водному, воздушному. Движения такие: если наземный тран. - присесть, коснуться руками пола ; водный тран. -движения пловца; воздушный транс. -взмахнуть руками, как крыльями.
«Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть»
( Называю несколько видов транспорта: велосипед, автомобиль, камаз, самолёт, корабль, вертолёт, ракета и др.).
Ребята, путешествие продолжается.
Следующая остановка – архитектурная. Есть такое трудное слово –«архитекту ра».Оно обозначает – все здания в городе, их размер, высоту, количество этажей. В нашем городе много зданий, каждый день вы их видите. Сейчас, ребята, с помощью нашего экрана мы увидим здания,какими они были давно, а также, какими стали сейчас. (Показываю семь слайдов, называю здания, среди них:
железно -дорожный вокзал, вагонное депо, универмаг, Дом культуры, здание администрации, церковь Покрова Божьей Матери, памятник погибшим воинам).
Все здания показать невозможно, но знать, где работают родители мы уже должны.
Давайте послушаем ребят, которые хотят рассказать о профессиях своих родителей.
(Рассказы трёх - четырёх детей о профессиях родителей).
Молодцы, ребята, мы приближаемся к последней остановке. Называется она пешеходная (показываю слайд 13).
Ребята, в кого мы превращаемся, когда выходим из автобуса?
Мы были пассажирами, а стали?. (пешеходами).
На этой остановке я приглашаю вас немного поиграть. Нам необходимо разделится на две команды и собрать самый главный знак всех пешеходов. Как называется этот знак?
Дети : Пешеходный переход.
Правильно, этот знак называется пешеходный переход. Посмотрите на наш экран (показываю слайд 14). А теперь, когда обе команды готовы, начинаем играть.
Правила игры такие: по сигналу нужно как можно быстрее собрать знак из разрезанных частей. Раз, два, три- знак собери!
(Дети собирают знак).
Ребята, наше путешествие заканчивается. Мы снова возвращаемся в детский сад. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего? Где мы побывали? Что видели? Захотелось ли кому-то сходить туда, где мы сегодня были с помощью нашего экрана?
Ребята, если вам понравилось наше путешествие по городу, то возьмите себе на память улыбающегося смайлика, если не очень было интересно - грустного.
Теперь о своём городе мы стали знать намного больше, мы сможем об этом рассказать Незнайке.
Всем спасибо за внимание.