Татьяна Мальгина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Свойства огня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе :
«Свойства огня».
Цель:
1. С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
2. Развивать умение наблюдать, делать выводы;
3. Воспитывать чувство ответственности, осторожность в обращении с огнем.
4. Учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Свойства огня“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: игрушка Чебурашка, парафиновая свеча; спички; стеклянная банка; ложка; белая фарфоровая чашка, бумага; картон; камень; кусок железной проволоки.
Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого о пожарах; беседа по пожарной безопасности; заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне.
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем мы сегодня поговорим.
Нам без доброго огня,
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя,
Поднимает словно флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
- О чем это стихотворение?
Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т. д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи … Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами, погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ. Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т. д.).
Интересный и загадочный этот огонь!
-Ребята, кто из вас разводил костер?
- Скажите, а вы были у костра одни или с взрослыми?
- А можно разводить костер без взрослых? Почему?
- Можно оставлять костер без присмотра?
- Что вы делали у горящего костра?
- Вам понравилось смотреть на пламя костра?
- Что вы сделали с костром перед уходом?
- Зачем вы это сделали?
Основная часть.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.
Здравствуй Чебурашка, а ты когда-нибудь видел огонь? Нет!
А ты хочешь узнать, что такое огонь? Тогда присоединяйся к нам, мы сейчас будем исследовать огонь.
Опыт №1.
Воспитатель: - Костра в помещении мы разжигать не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показываю свечу). Дети называют.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте).
- Чем я могу ее зажечь?
- Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня. А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя? Ответы детей.
- Ребята, обратите внимание, цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый.
Опыт №2.
- Ребята как вы думаете, все ли предметы горят?
- У нас на столе есть бумага, картон, деревянная палочка, камень, кусок железной проволоки. Как вы думаете, какие из этих предметов горят?
- Давайте попробуем зажечь бумагу.
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? - Правильно, бумага горит. Горящую бумагу тушу в тазу с водой.
- Ребята, что случилось с горящей бумагой, в тазу с водой?
- Какой вывод из этого можно сделать? - Правильно вода тушит огонь. Вот поэтому костер заливают водой, чтобы он потух.
Эксперимент повторяю с картоном, палкой, камнем, железной проволокой.
- Итак, мы выяснили, что горят не все предметы и огонь можно потушить водой.
Опыт №3.
- Как вы думаете, почему загорелись бумага и картон?
- Давайте проверим, пламя свечи горячее или холодное?
- Сейчас мы возьмем ложку и потрогаем ее, какая она? (холодная).
- Сейчас я подержу ложку над пламенем. Потрогайте, какая она стала? (теплая, горячая). - Почему она нагрелась? (ее нагрел огонь).
- Значит огонь, какой горячий или холодный? (горячий).
Опыт №4.
Воспитатель: - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд поставлю ее донышко в среднюю часть пламени. Давайте вместе медленно сосчитаем до семи. (Показываю дно чашки).
- Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. Это сажа. Давайте повторим это слово.
Помогаю детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит сажу.
- Как раз частички сажи и делают пламя таким ярким и красивым. Ребята именно при горении образуется сажа.
- Можете потрогать пальчиком. Сажа измажет ваши пальчики, и потом их надо будет вытереть салфеткой.
Опыт №5.
- Посмотрите, что это? (банка) - Какая она? (стеклянная, прозрачная, сухая).
- А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечу. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?
Дети: - Свеча погасла. Воспитатель: - Может быть, вы догадались, почему это произошло?
Детей нужно подвести к выводу, что огню не хватило воздуха.
- Ребята, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. -Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогаю детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и поэтому пламя гаснет).
Воспитатель: - Ребята, расскажите, пожалуйста, а Чебурашке или детям можно самостоятельно брать спички и разводить костер?
- Скажите, папина зажигалка – это игрушка? Почему?
- Ребята, и ты Чебурашка, запомните, пожалуйста, что огонь может быть полезным, а может быть опасным и причинить много бед.
Итог.
Воспитатель: - Давайте вспомним, и повторим для Чебурашки, что нового вы сегодня узнали, проводя опыты с огнем.
В результате проведенных опытов, собственных наблюдений, а также из прочитанного материала мы убедились, что люди постоянно используют огонь в своей жизни, и он приносит им очень большую пользу. В быту: для отопления помещений, приготовления пищи, нагревания воды, освещения - если электричество не работает. Еще огонь служит для уюта. Например, камин или ароматические свечи.
Как оказалось, полезные свойства огня используют на многих заводах и фабриках. Огонь плавит металл, после чего ему придают какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или наоборот, сваривают его. Таким образом, его используют, например, для того, чтобы делать различные машины и механизмы.
Еще огонь используется при: изготовлении стеклянной и глиняной посуды,
производстве пластмасс, красок, изготовлении лекарств, переработке отходов
И это еще не весь список “добрых” дел огня.
Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня. Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Чебурашка, тебе будет, что рассказать своим друзьям? Ребята, а вы сможете теперь рассказать о свойствах огня своим родителям? - Обязательно это сделайте, когда придете домой.
А ещё дома нарисуйте рисунки на тему «Огонь, он какой?"