Надежда Осипова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Шестиногие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Образовательные
1. Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, усиков, туловище разделено на три части).
Воспитательные
1. Развитие творческих способностей, речи, мышления. Обогащение словаря – рабочие, солдаты, пастухи, няньки, строители.
2. Учить детей выкладывать из крашенных опилок бабочку по силуэту.
3. Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я», воспитывать аккуратность, умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Ход занятия
Изображаю, будто заметила в окне что-то необычное:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Шестиногие друзья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Дети, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Дети обнаруживают пакет).
- Ребята, давайте посмотрим, что у нас в пакете?
- Да, это плащ волшебный от лесной феи Велины.
-Хотите побывать в лесу? (Да, тогда закройте глаза и волшебный плащ перенесет нас в лес, а я скажу волшебные слова:
Собирайтесь скорее
В необычный поход
Ждут вас тайны лесные
Вдоль тропинка зовет.
Включить музыку.
- Открываем глаза.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь: мы свои!
- В лесу есть свои правила, которые мы должны соблюдать и говорю под музыку:
- Ребята, смотрите, нас встречает в лесу волшебное дерево с правилами, давайте вспомним эти правила.
Показываю первое правило:
- У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
- А это знак что означает?
Ветке больно, ветка плачет
Ведь она живая
Нехороший этот мальчик
Что ее ломает
- Правильно, молодцы!
- Ребята, не обижайте лесных насекомых.
В лесу летают мотыльки,
Ползают козявки и жуки…
Природа – им жизнь дала
У них у всех свои дела…
- Не разгоняйте птичьи гнезда
- Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Не ловите бабочек и стрекоз
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
- Ребята, в лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. От этого погибают насекомые и растения.
- А что случится в лесу, если не соблюдать эти правила? (все исчезнет, т. к. в лесу все живое).
- Молодцы, правила вы все запомнили, теперь вы знаете как вести себя в лесу и он разрешает нам по нему путешествовать.
Подходим к елке:
Муравьи – лесные санитары
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им друг мой не мешай!
Муравейники не разоряй.
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
- Ой, ребята, что это за кучка?
- Правильно, муравейник.
В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет
Из лесного сора, строит себе город?
Кто это? (Правильно, муравьи)
- А вот и маленький муравьишка (достаю муравья)
- Здравствуйте ребята. Я слышал, что вы много знаете о нас – муравьях.
А вот интересно, знаете ли вы из каких частей состоит мое тело?
- Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко.
- А сколько у меня ног? (Шесть). У всех насекомых их шесть.
- Ребята, а почему мы муравьи с приближением ненастья закрываем все входы в него (муравейник?
- Правильно, мы муравьи не любим сырости.
- Ребята, а что мы любим кушать? (семена, ягоды, гусениц, тлей – высасывают молочко, мух).
- А где кроме муравейника еще могут жить мои друзья – муравьишки? (в стволе дерева, под землей).
- Ребята, мы живем большой семьей. Мы постоянно строим и ремонтируем свой дом, у нас как в хорошей семье, все обязанности распределены: есть муравьи – родители, есть няньки, есть строители, есть охотники, пастухи, воины и болтушки.
- Ребята, найдите мне их на картинках.
- А знаешь, муравьишка, наши ребята знают из чего муравьи строят муравейники (из палочек, веточек, листочков, хвоинок, мелкие камушки).
- Ребята, посмотрите на знак лесной:
- Берегите муравейник – Помните, мы муравьи – санитары леса.
- Спасибо муравей за рассказ.
- Давайте отпустим муравьишку, до свидания, муравьишка. А мы с вами пойдем дальше по тропинке.
- Ребята, посмотрите, кто это сидит на цветке? (Пчела).
- Ребята, а чем похожи пчела и муравей? (6 лапок, голова, брюшко, (картинки). А чем они отличаются друг т друга? (пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрачные крылышки).
- Ребята, кто-то еще спешит к муравью и пчеле (загадываю загадку о жуке).
Черен да не ворон. Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт
Летит – воет, сядет – землю роет.
- Кто это? (Жук) – показываю.
- Расскажите жук какой? (Большой, черный, добрый, усталый). Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова. На голове 2 глаза и пара усиков. У жука шесть лапок).
- Что умеет делать жук? (ползать, летать).
- Чем питаются жуки? (нектаром, растительной пищей).
- А сейчас мы с вами отправимся на полянку где любят отдыхать очень красивые насекомые… бабочки и чтобы их не спугнуть идти надо осторожно.
- Посмотрите, ребята, какая бабочка отдыхает на цветке?
- Лимонница. Почему ее так называют? (Свое название получила за цвет крыльев).
- Ребята, а эту бабочку вы узнали? (Махаон – самая красивая и большая бабочка).
- А вот еще одна бабочка. Кто знает что это за бабочка? (Крапивница).
- Почему крапивница? (питается гусеница этой бабочки листьями крапивы).
- Ребята, где бабочек чаще всего можно встретить? (на цветах0.
- Для чего они летают от одного цветка к другому? ( бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветков, но и покрасоваться они тоже не забывают, то закроют свои крылышки, то откроют. Полюбуйтесь, какая я красавица).
- Ребята, а вы видели летом бабочек? (да).
- Ловили их? (да).
- А как вы думаете, это не вредит бабочке? (бабочке это вредит, у бабочек тонкие усики, хоботок, нежное брюшко, которое так легко повредить. От прикосновения легко стирается пыльца). Слушают и нюхают бабочки – усиками-антеннами.
- Ребята, а давайте поиграем. Представьте себя бабочками, муравьями, пчелками и покажите мне как они передвигаются (Муравьи ползают, бабочки летают, порхают, пчелка – летает).
- Ребята, хотите украсит наш лес красивыми бабочками?
- Ребята, смотрите, а на этой полянке еще бабочки, но они совсем не такие. Что с ними случилось? (Они не цветные).
- Ребята, а что можно сделать, чтобы бабочки стали цветными? (ответы детей). Раскрасить, а чем? (красками, карандашами и т. д.).
- А еще можно раскрасит их разноцветными опилками. Давайте раскрасим бабочек и украсим эту поляну.
Выберите себе бабочку, которая вам понравилась. Скорее садитесь на места. Чтобы бабочка получилась с яркой пыльцой, нужно намазать крылья клеем и посыпать на него аккуратно ровным слоем цветные опилки (следить, как дети держат кисточку, как намазывают, если много набирают клея, то лишний убрать о край блюдца.
Индивидуальная работа: спрашиваю о цвете опилок? Сколько уже украсил крыльев, сколько осталось? Хвалить, что аккуратно намазывают клеем, аккуратно посыпают.
- Ребята, у кого бабочки готовы, несите их скорей на поляну.
- Ах, какие красивые бабочки и полянка ожила от ярких красок.
Вот и Анина и Никитина бабочка, Света, а у тебя какого цвета бабочка?
Смотрите, какие красивые и аккуратные бабочки у Артура, Олега и т. д.
- Лес доволен и благодарит нас за такой чудесный подарок.
- А теперь все подойдите ко мне, закройте глаза и обнимитесь: 1-2-3 плащ волшебный в группу нас верни.
- Ну, вот мы и в группе.