Светлана Карпейчик
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Птицы весной».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой; воспитывать бережное отношение к природе.
Организационный момент.
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Основная часть
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Птицы весной“,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем вести речь?
(Перед каждым ребёнком на столе лежит конверт, в котором картинки с изображением птиц)
- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Какие это птицы?
-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
У различных птиц весна наступает в разное время.
- Какая птица прилетает раньше всех?
Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? Грач.
Слайд с изображением птицы.
- Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из под снега, первых червяков).
Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.
- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком пойдёт речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворце певец
Звать его…. (скворец)
Слайд с изображением скворца.
- Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. А когда прилетают водоплавающие? Почему в это время?
- Каких водоплавающих птиц вы можете назвать?
Слайды водоплавающих, которых будут называть дети.
Позже всех прилетают ласточки и стрижи. (Показать слайды с изображением этих птиц). Почему?
(Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее).
- Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов)
Показ слайдов
- Почему это происходит именно весной? (Большое значение для побуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма).
Давайте подумаем, о чём эта загадка:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
-Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
Пернатый народ строит свои гнёзда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустарниках, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
(Рассказ сопровождается показом слайдов с изображениями гнёзд).
Послушайте что расскажут о своих гнёздах птицы (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка)
Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.
- Где устраивает себе гнездо дятел?
Ласточка: Я, ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я своё гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю всё это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры – береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.
- Как строит себе гнездо ласточка? Где?
Жаворонок: Я – весёлый жаворонок. Своё гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.
- А у жаворонка где гнездо?
-Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (Скворец, синица)
- Как называются искусственные домики для птиц?
Слайды скворечника.
Но есть птица, которая не строит гнезда и сама не выводит птенцов. Это КУКУШКА.
Слайд с изображением кукушки.
Кукушка – полезная птица. Она поедает таких волосистых гусениц, которых не едят другие птицы.
Игра «Найдите гнездо птицы»
(На панно выставлена картина: дерево около стены дома с частью крыши. Дети по очереди подходят к панно, берут гнездо птицы, прикрепляют его к дереву (стене, крыше дома, сопровождая действия речью: «Это гнездо грача. Грач вьёт своё гнездо на дереве»(Это гнездо ласточки. Ласточка вьёт гнездо под крышей дома»…
Физкультминутка
Количество стульчиков – на один меньше количества детей. Педагог предлагает детям изобразить ласточек и аистов (уточнив, что ласточки быстрые, аисты летают медленнее). Дети делятся на две команды: «ласточки» и «аисты». По команде «Ласточки» дети меняются местами. Тот, кому не хватит стула, водит.
Игра «Назови птенца»
Кукушка – кукушонок – кукушата; аист – аистёнок – аистята; скворец – скворчонок – скворчата.
Лес даёт птицам приют, пищу. А что дают птицы лесу?
Птицы помогают жизни лесных растений. Они переносят семена деревьев, кустарников, трав. А ещё - защищают лес от насекомых.
-Если вы увидели в лесу гнездо, что вы сделаете:
а) унесете птенцов домой;
б) возьмёте птенцов в руки и положите обратно;
в)обойдёте это место, не подходя;
г) подойдите к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками?
Чем радуют людей птицы? (пением)
Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту.
Аудиозапись с голосами птиц.
Итог
Обобщить изученный материал