Светлана Трачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром в подготовительной группе
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Чистый воздух“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чистый воздух. Экология воздуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель. Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Формировать основы экологического сознания. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны. Вызвать стремление к охране лесов. Развивать интелектуальные способности.
Оборудование. Сосуд с водой, целофановый пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка, резиновый шар, мяч, веер,; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения».
Музыкальный материал. Аудиозапись «Старинной французской песни» П. И. Чайковского. Аудиозапись шума ветра.
Раздаточный материал: целофановый пакетик, чашка с водой, коктейльная трубочка.
Предварительная работа.
Беседа «Воздух в моей жизни». Чтение познавательного рассказа И. Соколова-Микитова «Лес». Творческая игра «Мы туристы». Рассматривание альбома "Берегите лес-наше богатство». Рисование по произведению писателя Б. Заходера «Почему деревья не ходят». Экологическая викторина «Это Родина моя». Моделирование природных объектов. Дидактическая игра «Природа и человек».Рассматривание картин с морским пейзажем. Разучивание календарных песен. Сочинение экологической сказки «Воздух и ветер»
Словарная работа.
Активизация слов: "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, что нельзя раскрасить? (воздух) Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже до 5 раз тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.
1. Игра -поиск «Где живет воздух?»
(Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)
Воспитатель. Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Воспитатель. Есть ли ли что- нибудь в банке? (кубики) Воспитатель. Уберем кубики, есть ли что- нибудь в пустой банке? (воздух) Воспитатель. Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный)
(перед каждым ребенком на столе целофановый пакет)
Воспитатель. Возьмем целофановый пакет в руки, встряхнем его,, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Воспитатель. Что же надуло пакет? (воздух)
2. Опытно- экспериментальная деятельность
Воспитатель. Дети, я приглашаю вас в мини- лабораторию.
Опыт. Воздух есть в воде.
(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)
Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что появляются в воде? (пузырьки воздуха)
Вывод. Воздух есть везде : в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.
Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»
Воспитатель. Сегодня у нас необычный гость.
(Достает ненадутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Воспитатель. Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Воспитатель. Шарик просит меня, чтобы я его надула.
(воспитатель надувает шар)
Воспитатель. Чем наполнили шар? (воздухом) Воспитатель. Каким стал шар? (большим, прозрачным) Воспитатель. Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее) Воспитатель. Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет)
(воспитатель отпускает шар не завязав его)
Воспитатель. Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда)
(показывает резиновый мяч)
1. Моделирование явления природы.
Воспитатель. Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)
Вывод. Воздух может перемещатся с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
Физкультминутка
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу.
(Плавные движения рук вверх,вниз)
Хочу на лево посвищу,
(наклон влево)
Могу подуть направо,
(наклон вправо)
Могу подуть вверх -
в облака,
(Медленно поднимают руки вверх - наклоны)
А пока - я тучи разгоняю.
(Кружатся на месте)
1. Игра - тренинг «Король ветров»
(детям раздаются вертушки»
Воспитатель. Поиграем с вертушками. Что приводит в движение вертушку? (ветер) Подуем "ветерком" на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победит.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
2. Загадка.
Самолет стоит, крыльями машет,
Подняться не может, только зерно гложет. (ветрянная мельница)
Воспитатель. Почему мельницу называют ветрянная? Поиграем с макетом ветрянной мельницы. Что надо сделать, чтобы мельница заработала? (надо поиграть в "ветер") Как надо дуть на крылья мельницы, чтобы они завертелись? (сильно) Что приводит в движение лопасти вертушки? (ветер)
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученную немецкую песенку.)
Погляди в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Воспитатель. Что делали раньше на ветрянной мельнице? (мололи зерно)
Вывод. Ветер -наш друг.
3. Игровое упражнение с водой "Нагоним волны"
(В зоне воды 2 тазика наполнены водой)
Воспитатель. Отправим в плавание кораблик. (Дети запускают в тазик с водой кораблик, наблюдают, как он ведет себя на поверхности воды.) Воспитатель. Что надо делать, чтобы кораблик двигался. (подуть) Воспитатель. Пустим кораблики в плавание, сопровождая их «ветром». Как двигается кораблик на нашем озере при ровном «ветре»? (Кораблик двигается плавно и уверенно к «берегу».) А если налетит порывистый «ветер»? (Кораблик может перевернутся) Подуем с большей силой, поднимем большие волны, изобразим бурю.
Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Загадка.
Это что за потолок
То он низок, то высок
То он сер, то беловат
То чуть, чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий, синий. (небо)
Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку.
Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха.)
(Показывает картину с изображением природы и завода)
Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.)
Воспитатель. Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Воспитатель. Что можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух. Растения- это зеленый наряд планеты. Лес- это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)
Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Воспитатель. Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями.) Воспитатель. О чем эта картина (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения. (Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученное стихотворение)
Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!
Игра с шарами "Летающие бабочки"
(Звучит «Старинная французская песенка»П. И. Чайковского в грамзаписи).
Воспитатель. А сейчас поиграем на лесной полянке, почувствуем, какой здесь свежий воздух. Наш шарик пригласил в гости своих друзей-воздушные шары. Шарики будут бабочками. Бабочки любят летать. Посмотрим, чья бабочка летит выше и не падает. (Дети подбрасывают шары вверх и ловят)
Итог занятия.
Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес -это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья)