марина зарыпова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Время года — весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (НОД)
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Время года - весна».
Цель: Формирование познавательной активности, ознакомление с признаками весны.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Время года — весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Времена года. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
1. Образовательные: закреплять знания детей о весенних явлениях природы (приметы весны, названия весенних месяцев); расширять представления об изменениях животного и растительного мира с приходом весны.
2. Развивающие: активизировать словарь по теме «Весна»; формировать умение подбирать признаки, различать и называть растения, животных и их детёнышей.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Оборудование: кукла «Веснушка», «волшебная страничка» с набором предметных картинок-примет весны, фланелеграф, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, слайды «Приметы весны» -сосульки, тающий снег, проталины, первоцветы, карточки с изображением перелётных птиц, животных и их детёнышей, конверты с разрезными картинками перелётных птиц, карточки с изображением следов диких животных, гуашь, кисточка.
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе.
• Чтение сказки «Двенадцать месяцев».
• Отгадывание загадок по теме «Весна».
• Использование в работе ИКТ.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, напомните мне, какое сейчас время года? Чтение стихотворения.
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна,
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна.
-А вот с Весной то мы ещё не здоровались.
- А вы знаете, как нужно здороваться с Весной? Как её вообще пригласить в гости?
- В старину люди закликали Весну, пели специальные короткие стихи-заклички. Закличка происходит от слова кликать, кричать, звать.
- Обратимся к Весне с закличкой.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей, Согрей дети!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
(Воспитатель читает по 2 строчки, а дети с интонацией повторяют за ним).
- Ребята, кто-то услышал нашу закличку и уже пришёл к нам в гости. (Детей подводим к доске, за которой спряталась девочка - Веснушка).
- Это же девочка - Веснушка, весёлая девчонка-хохотушка! Это помощница Весны! -Веснушка, что это у тебя такое?
(В руках у Веснушки ватман, на котором будут отражаться все приметы Весны по типу коллажа. Воспитатель размещает на доске ватман.)
- Ребята, да это же настоящая весенняя страница, как будто из волшебной книги, вот даже написано ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ. Вот только она, почему то пустая.
- А что это за мальчики нарисованы, кто-нибудь догадался?
- Правильно, это 3 месяца Весны : март, апрель, май; 3 брата, которые очень дружные и послушные. Как сказала им Весна идти друг за другом и не обгонять друг друга, так они всегда и приходят. Первый-март, второй-апрель, третий-май.
- Ребята, наверное, нам нужно как-то изобразить примета Весны на этой волшебной страничке.
II.Основная часть.
1. Знакомство с приметой - весной солнышко светит ярче.
-Веснушка куда - то нас зовёт.
(Дети подходят к доске, где изображено спящее солнышко с маленькими лучиками).
- Ребята, разве это весеннее солнышко? Как светит солнышко Весной?
- Ярко и на улице от этого становится теплее.
- Чтобы наше солнышко проснулось и стало светить ярче, мы прикрепим к нему длинные лучики. А когда будем их прикреплять, то будем говорить солнышку красивое слово, отвечающее на вопрос «какое?».
- Вот сколько получилось лучиков у нашего солнышка, а чтобы оно проснулось, давайте поиграем в игру «Лучик озорной», помогут нам в этом наши ладошки.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Глазки я закрою,
(Закрывают глаза.)
От лучика прикрою.
(Прикрывают глаза ладошками.)
(Воспитатель переворачивает солнышко; появляется солнышко с открытыми глазами).
- Здравствуй, солнышко! Ребята, вот и первая примета Весны готова. ВЕСНОЙ СОЛНЫШКО СВЕТИТ ЯРЧЕ И НА УЛИЦЕ СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ.
(Ребёнок возвращается к странице (картине с приметами Весны, достаёт из волшебного сундучка 1 картинку (весёлое солнышко с длинными лучиками) и прикрепляет его)
2. Знакомство с приметами - снег стал таять, потекли ручьи, закапала капель, появились проталины, первоцветы.
-Ребята, Веснушка опять нас куда то зовёт.
(Дети усаживаются на стульчики перед экраном, и воспитатель показывает им презентацию
«Приметы весны».)
- Веснушка хочет показать нам красивые весенние картины, на которых мы увидим с вами следующие приметы Весны.
( В презентации используются слайды:
- капают сосульки;
- тает снег; - появляются проталины;
- бегут ручьи;
- набухают почки;
- появляются первоцветы: мат-и-мачеха, подснежники,.)
- Ребята, о каких приметах Весны мы с вами узнали? (Дети перечисляют и подходят к волшебной странице, прикрепляя картинки: сосулька, проталины, ручьи, почки, первоцветы).
- Веснушка, наши ребята тоже умеют совершать чудеса. Они своими пальчиками могут изображать цветы.
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Вот весенние цветы
(ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки.
(ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
(движение пальцами)
Высокие, красивые
Цветы у нас растут.
(движения пальцами вверх-вниз)
А корни под землёю
Для них водичку пьют.
(Переворачиваем руки пальцами вниз).
Веснушка показывает следующее направление.
З. Знакомство с приметой - весной прилетают перелётные птицы.
(На подоконнике расположен скворечник.)
- Ребята, что это такое? Для чего нужен скворечник?
- Скворечник - это дом для наших пернатых друзей-птиц, которые прилетают к нам Весной и называются перелётными птицами.
Люди специально мастерят такие дома - скворечники, чтобы каждой птице достался свой дом, ведь там они будут не только жить, но и высиживать своих птенцов.
- Какие птицы поселятся в скворечнике? (Скворцы)
- А какие ещё перелётные птицы прилетят к нам? Попробуйте вспомнить их названия, посмотрев на картинки. (Воспитатель демонстрирует картинки птиц, ребёнок называет птицу и получает картинку.)
- Ребята, чтобы хорошо запомнить названия перелётных птиц, мы поиграем в игру: вы найдёте конверт с фотографией своей птицы, достанете из него картинку, разрезанную на части, соберёте картинку и ещё раз произнесёте название своей птицы.
-Давайте подумаем, о какой же примете Весны рассказала нам здесь Веснушка? ПРИЛЕТАЮТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ.
(Дети прикрепляют на волшебную страничку перелётную птицу).
Веснушка показывает следующее направление. (Лес)
4.3накомство с приметами - весной просыпаются дикие животные, меняют шубку, у них появляются детёныши.
- Ребята, растаял снег и на земле появляются следы животных.
- Подскажите, где может встретиться так много следов разных животных? (В лесу)
- Весной животные просыпаются и выбираются из своих жилищ, они тоже радуются наступлению Весны.
- Попробуйте догадаться, кому принадлежат эти следы?
(Дети по очереди дают ответ, следуя по следам, подходят каждый к своему стульчику, на котором лежит картинка (медаль) с изображением животного.)
Пока ребёнок следует по следу, воспитатель озвучивает информацию:
Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым.
Волки оставляют глубокие следы на не растаявшем снегу. Они рады весне, так как многие мелкие
животные, выйдут из своих жилищ, и волк будет на них охотиться.
Лапки у лисы стройные, тонкие. Зимой на лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка
валенки надела, весной шерсть исчезает, валенки уже не нужны.
Следы белки напоминают кружевные узоры.
У ежа папки короткие с маленькими коготками.
У зайца задние лапы длиннее передних.
- Ребята, а ещё весной некоторые звери меняют свои шубки. (Проверка ответов на медальонах-картинках).
-У белки зимой мех становится серебристо - серым, а весной и летом шубка рыжевато-золотистая. У зайца зимой шубка белая и пушистая, а весной и летом - серая с рыжевато-бурыми подпалинами.
- Весной у этих зверей появляются детёныши, которых они оберегают от своих врагов, кормят, заботятся о них.
(Игра «Детёныши». Дети возвращаются по следам, выбирают и произносят название детёныша «своего» животного и проговаривает предложение: «У медведицы появляются медвежата»). (Дети прикрепляют на волшебную страничку животного).
- Оставляйте животных со своими детёнышами в лесу, а нас Веснушка зовёт к волшебной страничке. (Дети и воспитатель подходят к волшебной страничке).
5. Знакомство с приметой - весной люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.
- Ребята, в волшебном сундучке осталась ещё одна примета.
- Как мы скажем про эту примету Весны? ЛЮДИ МЕНЯЮТ ЗИМНЮЮ ОДЕЖДУ НА ВЕСЕННЮЮ. (Дети прикрепляют на волшебную страничку картинку одежды).
II.Заключительная часть.
- Ребята, какая красивая страничка получилась, мы оставим её у себя в группе и будем повторять приметы Весны, чтобы она быстрее к нам пришла.
- Посмотрите, вот и сундучок пуст, ни одной картинки не осталось. А что же это такое? (В сундучке баночка с гуашью и кисточками).
- Ой, проказница Веснушка, она хочет, чтобы мы, ребята, нарисовали себе такие же веснушки как у неё на носике. Берите кисточку, обмакните её в краску и нарисуйте себе веснушки.